Популярность фитнес-центров с каждым годом неуклонно растет как в столице, так и в небольших городах, поэтому организация таких предприятий может быть хорошей идеей для создания собственного бизнеса. Чтобы бизнес был успешным и рентабельным, необходимо составить грамотный бизнес-план и проанализировать возможные риски.
Для начала необходимо определиться с тем, каким будет будущий фитнес-центр, и на какую аудиторию он будет ориентирован.
Фитнес-центры бывают нескольких типов:
- фитнес-центры премиум-формата;
- фитнес-центры middle-формата;
- небольшие студии для занятий фитнесом, в том числе простые бюджетные фитнес-центры.
Последний тип фитнес-центров наиболее распространен.
Более половины всех фитнес-центров являются достаточно демократичными и ориентированными на широкую аудиторию.
Фитнес-центры middle-формата рассчитаны на людей со средним уровнем дохода, а студии премиум-формата являются элитными и самыми дорогостоящими. От выбора типа фитнес-центра зависят все дальнейшие расчеты.
По оценкам специалистов, самым перспективным направлением является открытие небольших фитнес-студий, расположенных преимущественно в спальных районах, то есть рядом с местами работы и проживания потенциальных клиентов. Такие студии не требуют больших финансовых вложений, являются доступными для клиентов и при грамотной маркетинговой политике могут приносить неплохие финансовые результаты.
Решаясь на открытие фитнес-центра, нужно выбирать один из следующих путей: создание бизнеса с нуля, покупка готового проекта или работа по франшизе.
Анализ рынка и конкурентов
Составление бизнес-плана требует проведения анализа рынка и конкурентов. Необходимо проанализировать, кто работает в городе / районе, какие фитнес-центры имеют самую высокую посещаемость и почему, какие цены действуют в аналогичных организациях.
Важно оценить квалификацию персонала, продолжительность работы фитнес-центров, перечень предоставляемых услуг (во многих фитнес-центрах открывают солярии, косметические кабинеты, которые привлекают дополнительных посетителей и приносят неплохой доход).
Большое внимание следует уделять географическому положению конкурентов. Возможно, в одних районах существует перенасыщенность спортивными клубами, а в других имеется их недостаток. Немаловажным является и возраст населения — в старых районах, как правило, проживают люди старшего возраста, в новостройках — более молодого. Можно спланировать перспективу и посетить местные органы власти, чтобы узнать, в каких районах в ближайшее время планируется строительство новых домов.
Проанализировав, какие услуги широко представлены у конкурентов, а какие — нет, можно спланировать, какие смежные направления деятельности смогут принести дополнительный доход будущему фитнес-центру. Это могут быть косметологические, парикмахерские услуги, бассейн, мини-бар со свежими соками и другим полезным для спортсменов ассортиментом.
Расчет прибыльности фитнес-центра
При составлении бизнес-плана очень важно правильно рассчитать все затраты и потенциальный доход, который можно получить.
Предстоящие расходы можно разделить на две категории:
- стартовые расходы (закупка оборудования, затраты на регистрацию предпринимательской деятельности, приобретение мебели для административных потребностей, при необходимости — проведение ремонтных работ);
- ежемесячные расходы (арендная плата, выплата заработной платы сотрудникам, оплата коммунальных услуг).
При расчете стоимости коммунальных услуг необходимо учитывать, что для юридических лиц стоимость выше, чем для физических.
Отдельно следует учесть расходы на рекламу фитнес-центра и его продвижение в СМИ, социальных сетях, информирование об акциях и скидках.
Для рекламы необходимо использовать инструменты интернет-маркетинга и специальные тематические мероприятия — мастер-классы, тренинги, тренировки на открытом воздухе и многое другое.
При составлении бизнес-плана необходимо определить стоимость разового посещения фитнес-центра и цену абонементов. В среднем по России разовое посещение фитнес-центра стоит 300-250 рублей, абонемент на полгода — 7-7,5 тысяч рублей. Период окупаемости вложений зависит от количества посетителей, которых удастся привлечь и сделать постоянными клиентами. Исходя из сложившейся практики, даже при незначительном количестве посетителей, вложения могут окупиться в течение одного-двух лет. Средняя рентабельность фитнес-клубов составляет 10%-15%.
Все эти моменты должны быть отражены в бизнес-плане. Кроме того, в нем должна быть указана суть проекта, его цели и задачи, местонахождение, описание услуг, форма собственности и предполагаемый доход.
Выбор помещения и обустройство фитнес-центра
Правильно подобранное помещение и оборудование — это уже половина успеха будущего проекта. Для начала можно арендовать небольшое встроенное помещение, расположенное на первом этаже жилого дома. Во многих новостройках еще при возведении на первых этажах предусматриваются помещения под организацию бизнеса. Это так называемый формат «у дома».
Театр начинается с вешалки, а фитнес-центр — с вывески. Яркие баннеры, крупные буквы, запоминающиеся рекламные слоганы — оформление и вывески должны привлекать внимание потенциальных клиентов. Некоторые считают это мелочью, но иногда от вывески зависит, захочет ли клиент зайти в данный фитнес-центр или нет. Вывеска должна показывать, что организация является серьезной и солидной.
Оборудование фитнес-центра должно соответствовать потребностям клиентов. Заказывать оборудование лучше у надежных, проверенных поставщиков, которые могут предложить хорошие варианты по умеренным, средним ценам.
Когда эти этапы будут пройдены, необходимо подобрать профессиональный персонал.
Не бойтесь доверять молодым и амбициозным людям, выпускникам спортивных вузов — именно они могут обладать всеми необходимыми знаниями и навыками.
А если Вам удастся привлечь в качестве тренеров победителей различных спортивных соревнований, это придаст дополнительный статус Вашему учреждению.
Можно привлечь персонал для открытия уникальных групп — для занятий с детьми, беременными и другими категориями, требующими индивидуальных программ.