Формы потребительской кооперации существуют в России очень давно. К ним можно отнести общины крестьян, бытовые артели, общества взаимопомощи и т. д. На сегодняшний день потребительская кооперация (потребкооперация) остается одной из лидирующих кооперативных систем, которая имеет законодательно закрепленные принципы функционирования и систему взаимоотношений с государственной властью.
Закон №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» принят в 1992 г. После этого в закон несколько раз вносились поправки. Последняя редакция — от 02 июля 2013 года на основе Федерального закона №185-Ф3. Рассмотрим в данной статье основные изменения, внесенные в Закон №3085-I.
Основные сферы, которые регулируются законом № 3085-I:
- определение правовой, социальной и экономической сфер для деятельности потребкоопераций;
- отношения и взаимосвязи с государственными органами;
- определение прав пайщиков и их интересов;
- установление обязанностей пайщиков;
- рассмотрение вопросов по налогообложению, трудовым отношениям, доходам и зарплатным выплатам для работников общества;
- имущественные права потребительских обществ (потребобществ).
Целевое предназначение кооперации потребителей состоит в том, чтобы осуществлять деятельность, разрешенную законодательно, в целях обеспечения интересов пайщиков.
(например: торговля, производство, заготовки, посредничество и т. д.)
На государственном уровне кооперации нужны для содействия развитию социальной и бытовой инфраструктуры, участия в благотворительных акциях.
Существенные правки в закон 1992 года были внесены законом №37-Ф3 от 23.04.2012 года. Перечислим ниже блоки, в которых были сделаны поправки.
Блоки следующие:
- правила созыва общего собрания;
- введение института наблюдателей (выборы и полномочия);
- механизм отчуждения недвижимых объектов собственности;
- ведение документооборота;
- правила приостановления членства в союзе.
Общее собрание
Ст. 15 устанавливает, что главный орган потребобщества — это общее собрание. Пункт 5 ст.16 с внесенными поправками гласит, что созыв этого собрания регулируется не только Законом № 3085-I, но и уставом самого общества.
В 16 статье закрепляются основные правила созыва общего собрания:
- Совет потребобщества обязан письменно сообщить всем своим членам, а также союзам (в которых он состоит) данные о том, когда и где будет проведено собрание.
- Уведомления должны быть получены членами за 1 неделю до собрания.
- Повестка и материалы по вопросам из нее отправляются с уведомлением.
Согласно ст. 18 представители союзов участвуют в принятии решений. Решение считается принятым, если большинство голосовавших его поддерживают.
К исключениям относятся: имущественные вопросы по недвижимым объектам, исключение из членства в обществе, выход из членства в союзе. Для этих конкретных случаев требуется — минимум ¾ голосов от присутствующих для вынесения решений. Реорганизация потребобщества может решаться только единогласно.
П. 5 ст. 18 разрешает пайщикам представлять интересы 1-го другого члена общества при наличии нотариальной доверенности.
Важно! Потребобщества далеколежащих населенных пунктов, в которых большое число членов, могут организовывать собрания кооперативных участков.
Созыв и принятие решений на участках происходит по аналогии с общим собранием.
Совет потребобщества
В промежутках между общими собраниями все возникающие вопросы решает совет потребобщества. До внесения изменений членами совета могли быть только лица, которые ранее трудились в потребкооперации и имели соответственный опыт.
Согласно внесенным изменениям, теперь членам совета не обязательно иметь опыт, а достаточно быть членом общества или его представителем. Единственное ограничение — это только то, что у пайщика не должно быть правонарушений.
Закон №37-Ф3 устанавливает, что состав членов совета более не имеет строгих ограничений и может включать как сотрудников общества, так и не сотрудников. Ранее большинство членов совета не должны были быть работниками общества.
Введение института наблюдателей
Первая статья в новой редакции дополняется институтом наблюдателя. Им принято считать лицо, которое осуществляет защиту прав и интересов членов общества. Данный институт вводится с целью минимизации злоупотреблений в области потребкооперации и назначается советом союза.
Пункт 2 ст. 38.1 определяет конкретные случаи, когда назначают наблюдателя:
- члены общества имеют жалобы и претензии к работе органов управления потребит. кооперации;
- окончание финансового года с убытками в размере 20% от общей суммы активов;
- потребобщество не предоставляет отчетную документацию союзу;
- в течение 2-х финансовых лет общество имеет убытки, которые составляют 10% от суммарных активов.
Важно! Ст. 38.1 в п.1 обязывает нижестоящие по иерархии потребсоюзы и общества предоставлять вышестоящим документацию (бухгалтерского и финансового характера), согласно предписаниям этих союзов.
После назначения наблюдателя в потребобщество или союз, они уведомляются об этом в течение 3 дней. Кандидатура наблюдателя, а также отчеты по его проверкам могут быть оспорены в суде согласно ст. 38.1 п.12.
Назначение наблюдателя осуществляется не более чем на 3 календарных месяца за один финансовый год. Повторное назначение возможно только если в новых жалобах членов будет поднят вопрос, который ранее не рассматривался.
Ст. 38.1 закрепляет полный список прав и обязанностей наблюдателя. По результатам проведенной проверки, наблюдатель не выносит каких-либо решений, а лишь предоставляет отчет и рекомендации для дальнейших действий общему собранию пайщиков.
На срок проведения наблюдательской проверки, органы управления потребобществ лишаются права проводить юридические (приобретение, продажа имущества и т.д.) и финансовые сделки (займы, поручительства, кредиты и т. д.). подобные операции проводятся с письменного согласия наблюдателя.
Отчуждение недвижимого имущества
Согласно закону № 37-Ф3 на общем собрании может выноситься вопрос по передаче прав на недвижимость любой стоимости (ранее были ограничения по сумме). Для утверждения решения необходимо ¾ голосов пайщиков.
Вынесение вопроса отчуждения на голосование, может проходить только в том случае если он входил в повестку, и все участники были с ним ознакомлены не позже чем за 1 неделю.
Прекращение членства в союзе
Поправки коснулись также и прекращения членства в союзе.
Ст. 32.1 определяет случаи прекращения членства:
- общество исключается из союза и соответственно теряет членство;
- потребобщество ликвидировано или прекратило деятельность по результатам реорганизации;
- общество принимает добровольное решение о выходе из союза.
Дополнение списка обязательной документации
Новая редакция дополнена обязательным перечнем документации, которые должно вести потребительское общество. В предыдущей редакции необходимые типовые документы и их ведение определяло само общество в своем уставе.
В перечень обязательных документов теперь входят:
- квитанции, чеки, расписки или другие документы подтверждающие оплату, возврат или получение паевых взносов;
- протоколы решений всех собраний и заседаний потребит. общества;
- документация о приеме и исключении членов;
- реестр, с данными о членах общества.
Дополнительно общество должно вести документацию, которая предусмотрена законодательством России с учетом сферы деятельности.