Экономических факторов, от которых зависит спрос, предложение и цены на рынке, достаточно много. В отдельных случаях их влияние способствует возникновению таких эффектов, как доход и замещение, характерных для многих видов бизнеса. В чем же особенность этих эффектов и как они взаимосвязаны, разберем подробнее в данной статье.
Общие понятия
Эффект дохода проявляется в воздействии на потребности покупателя с учетом коррекции его платежеспособности, основанной на реальном изменении стоимости продукта. Принцип его заключается в том, что в результате снижения стоимости определенного блага, потребитель позволяет себе приобрести большее его количество, не жертвуя иными продуктами.
Таким образом, данный эффект демонстрирует последствия изменения уровня реальных доходов, взяв за основу величину спроса.
Снижение стоимости определенного продукта в незначительной мере в целом отражается в динамике цен, делая покупателя богаче.
Высвободившимися средствами потребитель распоряжается по своему усмотрению — приобретает больше продуктов данного сектора или любого другого. Зачастую эффект дохода возникает как реакция на увеличившееся соперничество на рынке, когда один производитель предлагает свою продукцию дешевле, чем конкурент.
Противоположным по значению является эффект замещения. Он представляет собой изменение спроса, связанного с удорожанием блага, в результате чего потребитель, совершая покупки, отдает предпочтение более дешевым позициям.
Подобные действия приводят к постепенному удешевлению продукта, стоимость которого ранее увеличилась.
Связь двух эффектов
Оба эффекта тесно связаны между собой и не могут существовать отдельно друг от друга. Если говорить о привычных товарах, они суммируются, поскольку падение цены на один вид неизменно становится причиной для роста спроса на другой.
В качестве примера возьмем ситуацию из жизни, с которой сталкивался практически каждый из нас. Среднестатистический гражданин в течение года, получая стабильный неизменный доход, покупает рыбу и свиное мясо в определенной пропорции. Снижение стоимости рыбы приведет к увеличению спроса на нее, так как свинина осталась в том же ценовом сегменте, и относительно рыбы стала дороже. Соответственно, большее количество покупателей смогут себе позволить купить именно рыбу.
В данной ситуации эффект дохода работает по следующему принципу: снижение стоимости рыбы стало причиной появления свободных денежных средств у населения, то есть роста реальных доходов. Данную ситуацию иногда называют «искусственным доходом», поскольку потребитель оказывается в ситуации, как будто его заработная плата увеличилась, хотя в цифровом выражении она остается неизменной.
Повышение покупательской способности становится причиной роста спроса на определенные группы товаров.
В итоге свободные средства могут быть использованы как на покупку большего количества рыбы, так и свиного мяса. Эффекты дохода и замещения движутся в одном направлении, поскольку рост спроса всегда следует за снижением цены.
Что касается продуктов более низкого ценового сегмента, здесь эффекты дохода и замещения определяются разницей между собой. Например, имея постоянный доход, покупатель покупает свинину и более дешевое мясо курицы.
В данном случае эффект замещения станет причиной увеличения спроса на курицу, поскольку относительно свинины она станет более доступным продуктом. Таким образом, покупая то же самое количество куриного мяса, но по более низкой цене, у потребителя появляются свободные финансы, что становится причиной роста реального дохода.
Однако рост реального дохода является поводом для приобретения товаров высшего ценового сегмента, в этой конкретной ситуации – свинины. Как видим, снижение стоимости продукта низшего ценового сектора не привело к росту спроса на него, поскольку свободные средства покупатели направили на приобретение более дорогих товаров.
То есть эффект дохода и эффект замещения в низшем ценовом сегменте двигаются в противоположных направлениях.
Эффект дохода на рынке труда
Для полноты картины отметим, что интересующие нас эффекты актуальны не только для сферы розничных продаж. Они могут применяться и в других направлениях деятельности, как, например, рынок труда.
Для примера возьмем условное предприятие, которое открывает в городе с небольшим населением собственный завод по производству автомобильных двигателей и трансмиссий. Для обеспечения нормальной работы было создано несколько сотен вакансий, которые были заполнены местными жителями. Одновременно с этим, базирующийся в этом же городе университет запустил программу подготовки специалистов для выполнения данных работ.
Спустя несколько лет учебное заведение выпустило на рынок труда первых выпускников, готовых выполнять квалифицированную работу на заводе. В свою очередь, предприятие решило воспользоваться услугами молодых специалистов и подготовило для них дополнительный список рабочих мест.
Однако выпускники оказались недовольны размером заработной платы, предложенной заводом. В такой ситуации руководители предприятия, под давлением инвесторов и расходов, связанных с увеличением производственной мощности завода, приняли решение об увеличении оплаты труда.
Часть выпускников согласились на новые условия и заняли вакансии. Остальные, после неудачных попыток реализовать себя на прочих предприятиях этого же города, поскольку их навыки были адаптированы под производство двигателей и трансмиссий и не востребованы в других сферах, были вынуждены идти работать на завод по специальности, но на условиях, предложенных в первом случае.
В результате подобных действий, предприятие получило свободные денежные средства, поскольку им не пришлось повышать заработную плату работникам «второй волны» до уровня «первой». Остаток средств, выделенных на зарплаты новым сотрудникам, может быть потрачен на расширение бизнеса или модернизацию оборудования. Таким образом действует эффект дохода на рынке труда.
Эффект замещения на рынке труда
В небольшом городе уже длительное время успешно функционирует завод по производству двигателей и трансмиссий. В поисках высокооплачиваемой работы в населенный пункт прибывают квалифицированные работники со всех регионов страны. Поскольку завод регулярно расширяет свой бизнес и наращивает мощности, кандидаты заполняли возникающие вакансии. Однако в какой-то момент соискателей стало слишком много, и предприятие перестало нуждаться в таком количестве сотрудников с высокой заработной платой.
Но в условиях растущей конкуренции, иногородние сотрудники соглашались на более низкое вознаграждение за свой труд. Это привело к открытию новых цехов, в которых зарплаты были ниже, чем в аналогичных, но созданных ранее.
Также прекратился рост заработной платы специалистов, работающих на предприятии уже длительное время, а в некоторых случаях она даже снизилась. Подобные обстоятельства побудили сотрудников «первой волны» к увольнению. Освободившиеся места занимались прибывшими в город кандидатами с более низкими требованиями по зарплате.
В данном случае мы видим в действии эффект замещения. Завод компенсирует увольнения старых работников, нанимая новых, но не повышая при этом расходы на оплату их услуг.
При условии создания на рынке труда определенного количества предложений, эффекты дохода и замещения могут быть взаимосвязаны.
Например, сотрудники из других регионов могут отложить поездку на предприятие, если увидят сокращение зарплат. Это ставит под угрозу дальнейшее развитие предприятия, поскольку оно столкнется с дефицитом кадров и не сможет заполнять возникающие вакансии. Руководителям вновь придется работать над предложением о найме, обещая соответствующего уровня заработную плату с индексацией ее в будущем.
В такой ситуации в город вновь прибудут специалисты из регионов, и уровень вознаграждения на всем предприятии выровняется. Однако вскоре стоит ожидать повторения эффекта замещения, описанного выше, в связи с постоянным потоком новых соискателей, которые согласятся на меньшее вознаграждение. Благодаря их «демпингу», завод вновь сможет рассчитывать на возникновение эффекта дохода.
Общий показатель
Примечательно, что схожие ситуации характерны как в отношении продуктов питания, которые мы рассмотрели на примере свиного и куриного мяса, так и на рынке труда.
Они могут возникнуть в тех случаях, когда между учебным заведением и предприятием будет достигнута договоренность о производственной практике студентов на заводах на половину ставки. В ответ на это предприятие получит возможность создавать большее количество вакансий под сотрудников высокой квалификации, поскольку нижние позиции будут закрыты учениками университета.
Подытожим: независимо от сегмента рынка, эффект дохода возникает в тех случаях, когда одно предложение дешевеет на фоне другого, в результате чего потребитель ощущает «искусственный доход», проявляемый в виде увеличения покупательской способности. Появившимися средствами он волен распоряжаться на свое усмотрение.
Эффект замещения характеризуется удорожанием блага, в результате чего потребитель, в поисках альтернативы, вынужден обратить внимание на более доступные продукты или услуги, если речь идет о рынке труда.