В 2014 году Министерством экономического развития РФ был издан приказ №155, касающийся допуска товаров из-за границы и предоставления преференций в размере 15% поставщикам, предлагающим поставку товаров, изготовленных в странах Евразийского экономического союза. Приказ касается только тех товаров, которые входят в перечень, приведенный в приложении к нему. В этом перечне множество наименований — от простой соли до ядерных реакторов. По сравнению со списком товаров, действующим ранее, перечень значительно расширился.
Порядок применения приказа №155 отличается для электронных аукционов и обычных конкурсов.
В некоторых ситуациях приказ не может быть применен:
- в том случае, если заказчиком определен перечень товаров для поставки, но только часть из них подпадает под преференции;
- в случае заключения договора с единственным участником торгов;
- в том случае, если все участники закупок предлагают товары, изготовленные за пределами стран-участниц Евразийского экономического союза.
Порядок применения приказа
При проведении электронного аукциона к участникам, имеющим право на преференции, применяется коэффициент в размере 15%.
Это означает, что с поставщиком, предложившим поставку товаров, произведенных в России, Казахстане, Белоруссии (и с 2015 года — произведенных в Армении), договор будет заключен по предложенной цене. Если же победит участник, предложивший поставку товаров иностранного производства, от заявленной им цены будет «сброшено» 15%.
На практике это выглядит следующим образом. Если по результатам аукциона победителем предложена цена 100 тысяч рублей, и он имеет право на льготы, контракт будет заключен именно на эту сумму. Если же право на преференции отсутствует, стоимость договора будет равна 85 тысячам рублей.
При проведении конкурсов, запросов котировок и предложений, на итоговую стоимость контрактов преференции не влияют — она будет соответствовать цене, установленной в заявке. Но при оценке по критериям участники, которым полагаются льготы, могут рассчитывать на преференции в объеме 15% (формально будет учитываться цена, которая ниже заявленной).
Ознакомиться с перечнем товаров, подпадающих под действие приказа, можно, скачав документ.
Особенности применения приказа
В 2015 году в приказ были внесены изменения, согласно которым значительно расширился перечень товаров, подпадающих под его действие. В нем появилась детская мебель, книжные шкафы и другая продукция. В перечне стран появилась Армения. Именно в 2015 году использование преференций было разрешено при покупке товаров путем запроса котировок.
Изначально предполагалось, что документ будет действовать до конца 2015 года, однако приказом МЭР РФ №228 было определено, что приказ будет действовать бессрочно.
Еще несколько изменений в документ было внесено приказом МЭР России №847. Коды ОКПД были заменены на ОКПД 2. Согласно приказу, участников закупок обязали предоставлять декларации, свидетельствующие о том, что товар изготовлен в странах Евразийского экономического союза.
Участники торгов, имеющие преференции, должны подтверждать их наличие соответствующими документами, предусмотренными пунктом 9 приказа №155.
В составе документации должны подаваться:
- декларация с указанием страны-производителя товара;
- документ с указанием стоимости единицы товара для расчета процентного соотношения;
- документ, подтверждающий ответственность участника, которую он несет за достоверность указанных данных, в том числе сведений о стране-производителе товара.
В приказе говорится о том, что данный пункт носит рекомендательный характер (за исключением декларации), а окончательный перечень документации утверждается заказчиками индивидуально.
Добрый день, уважаемые юристы. Помогите, пожалуйста. Мы попали в очень неприятную ситуацию. Проводился аукцион на поставку определенного оборудования. Мы выиграли данный аукцион. Но посмотрев протокол подведения итогов, были в шоке. Нам применили 155 приказ по преференциям и общую стоимость уменьшили на 15%. Раньше никогда такого не было, к таким закупкам вообще не применяется этот приказ (ОКДП не попадает под него). После тщательных разбирательств выяснилось, что ОКПД по ошибке указали совсем другой. Так случилось, что мы на это не обратили никакого внимания. Теперь получается, что на документацию нет возможности подать жалобу. Будет ли толк, если подать жалобу в ФАС? Можно ли подать жалобу на то, что применение 155-го приказа является необоснованным? Я понимаю, что мы сами виноваты, так как были очень невнимательными. Но все же, есть ли возможность решить эту проблему?
Добрый день, Елена Андреевна. Да, можете подавать жалобу в ФАС. Нам уже известный случай положительного решения по такой же жалобе. Но на будущее — будьте более внимательны.
Здравствуйте. Нужен совет специалистов. Подскажите, есть ли возможность в одной закупке объединить 155-й приказ и постановление №968? Дело в том, что один товар попадает сразу и под 155-й приказ и под 968-е постановление. А вот другой товар попадает только под 155-й приказ. Можно ли эти товары объединить в одной закупке, или такую закупку необходимо делить на две?
Здравствуйте, Алексей Николаевич. В Вашем случае, если один товар попадает и под приказ №155 и под постановление №968, а другой товар только под постановление, то Вам необходимо делить такую закупку на две отдельные закупки.