Строительство бизнес-центра является выгодным вложением денежного капитала, поскольку услуги, предоставляемые им, являются востребованными для многих организаций и частных предпринимателей.
Представители малого и среднего бизнеса чаще арендуют офисные помещения, чем строят собственные административные объекты. Аренда помещений в бизнес-центрах всегда удобна: такие центры зачастую располагаются в удобных местах, выглядят солидно и предоставляют все необходимые условия для комфортного ведения бизнеса.
Открытие бизнес-центра предполагает учет мельчайших деталей, во главе угла которых всегда находятся интересы клиентов. Бизнес-центр должен иметь удобные подъезды, места для стоянки автомобилей, свободный доступ в интернет, кафетерии для посетителей.
Кроме того, он должен решать следующие задачи:
- приносить высокий и стабильный доход учредителям;
- удовлетворять потребности рынка спроса на аренду офисных зданий и торговых площадей.
Для создания бизнес-центра можно использовать собственные или привлеченные (кредитные) финансовые ресурсы. Кроме того, реализовать проект можно с привлечением частных инвесторов.
Возврат привлеченных средств возможен сразу после начала работы центра.
Особенности реализации проекта
Открытие офисного центра требует значительных финансовых вложений. В зависимости от площади и уровня бизнес-центра вложения могут окупиться через два -пять лет. Для того чтобы получить максимальную выгоду, необходимо на самом начальном этапе составить грамотный и продуманный бизнес-план. Это тот документ, который следует тщательно проработать, желательно совместно со специалистами.
Успешность бизнес-центра будет зависеть от таких факторов:
- от близости к главным транспортным магистралям города;
- от наличия высокоуровневых инженерных и коммуникационных систем;
- от качества внешней отделки, наличия системы эскалаторов и лифтов;
- от уровня охранных технологий.
При составлении бизнес-плана необходимо проанализировать существующий рынок офисной недвижимости и торговых помещений, тенденции его функционирования, определить ключевых конкурентов и особенности их работы. Следует определить, чем проект нового бизнес-центра будет выгодно отличаться от аналогичных структур.
Очень важно определить удобное место под будущую застройку.
Учитывая то, что здание наиболее эффективно функционирует в центральных районах, найти свободные площади не так просто. В некоторых случаях можно рассматривать варианты перестройки или реконструкции уже существующих зданий.
Впрочем, на сегодняшний день существует много примеров успешного функционирования бизнес-центров за пределами городов. Они привлекают арендаторов более низкой арендной платой, отсутствием пробок и многими другими факторами.
Что должен включать в себя современный бизнес-центр
Современный бизнес-центр должен быть разделен на зоны, каждая из которых решает определенные задачи.
Большинство бизнес-центров включают в себя следующие отделы:
- площади для офисов компаний и организаций;
- площади для торговых отделов;
- зоны общественного питания;
- конференц-залы для проведения деловых мероприятий;
- объекты сферы развлечений (кинотеатры, боулинги и т. д.).
Помещения должны быть просторными, в том числе, за счет высоких потолков. Окна должны быть из тонированного стекла. В некоторых помещениях могут быть уместны панорамные окна, обеспечивающие привлекательный внешний вид и хорошую звукоизоляцию. При строительстве необходимо использовать только качественные и экологически чистые материалы, соответствующие требованиям пожарной безопасности.
Бизнес-план должен включать в себя схемы всех подведенных к нему коммуникаций.
В документе должны быть учтены все траты, связанные с запуском проекта, определены сроки строительства, просчитаны возможные риски.
Основные этапы
Начинать практическую реализацию проекта можно только после согласования бизнес-плана.
После этого должны быть пройдены такие процедуры:
- регистрация юрлица в государственных, налоговых органах;
- оформление документации;
- подбор и установка оборудования;
- набор персонала;
- проведение рекламных акций и маркетинговых мероприятий.
На этапе строительства бизнес-центра необходимо остановиться подробнее.
Оно должно включать следующие ступени:
- разработку проекта будущего здания;
- согласование строительства в государственных инстанциях, получение необходимых разрешений;
- строительный цикл (от обустройства фундамента до внутренней и внешней отделки здания с последующим вводом в эксплуатации);
- заключение договоров аренды, установка необходимого оборудования.
Организационные вопросы и расчет прибыльности
Перед началом строительства нужно рассчитать все предстоящие расходы на регистрацию ООО, оформление документации, проведение строительных работ, затрат на налоги и заработную плату. Расчет доходности должен состоять из продажи площадей и сдачи их в аренду.
После того, как бизнес-центр будет готов к открытию, необходимо выполнить действия по привлечению целевой аудитории.
Это может быть:
- реклама в прессе, социальных сетях, наружная реклама на улицах;
- создание сайта и его продвижение при помощи инструментов интернет-маркетинга;
- проведение тематических акций и мероприятий, целью которых является привлечение новых посетителей.
Составлением маркетингового плана необходимо заниматься заранее и серьезно. Чтобы привлечь арендаторов, нужно донести до них информацию и все преимущества работы в бизнес-центре. В первый год работы наполняемость бизнес-центров обычно не превышает 50% от общей площади, но при желании и достаточном количестве усилий можно добиться более высоких результатов.