Все чаще кофейни открываются не только в мегаполисах, но и в небольших городах. Уютные заведения, в которых можно отдохнуть за чашечкой вкусного кофе и свежей выпечкой, неспешно обсудить с друзьями текущие дела, практически никогда не пустуют. Вкладывая средства и фантазию в открытие подобных заведений, их собственники получают хорошую отдачу в виде удовлетворения от проведенной работы, созданной атмосферы и стабильно высокого дохода.
Первое, что следует сделать предпринимателю — определиться с концепцией будущей кофейни.
Будет в ней подаваться только выпечка, кофе и его разновидности или же в дополнение к этому посетители смогут заказывать легкие бизнес-ланчи? Как будет выглядеть заведение? Чем оно будет отличаться от других подобных мест? Также немаловажно сразу решить — создавать кофейню самостоятельно, с нуля, или же организовать бизнес по франшизе какой-либо из раскрученных сетей?
Создание кофейни:
- С нуля. Данный способ дает предпринимателю большую свободу действий и позволяет создать место, непохожее ни на одно другое учреждение. При этом все вопросы бизнесмену приходится решать самостоятельно.
- По франшизе. Этот вариант предполагает создание заведения, соответствующего требованиям и стандартам компании-франчайзера. Однако при этом предпринимателю оказывается всесторонняя поддержка и помощь в решении организационных вопросов. Кроме того, при наличии поддержки на начальном этапе удается более точно рассчитать средства, которые потребуется вложить в организацию бизнеса и ориентировочные доходы, которые можно получить.
Открывать кофейню с нуля, конечно, значительно сложнее, и затраты на ее создание могут быть выше. Но для тех, кто видит в организации такого бизнеса не только коммерческую составляющую, но и реализацию собственных представлений и идей, этот вариант является более предпочтительным.
Решение организационных вопросов
Практические шаги по созданию любого бизнеса всегда начинаются с его официальной регистрации и получения учредительных документов. Для создания кофейни можно зарегистрировать ИП или ООО. Если предполагается использовать какие-либо спиртосодержащие добавки, необходимо регистрировать исключительно юрлицо, ИП в данном случае не подойдет.
Кроме того, если в кофейне будет реализовываться какая-либо продукция, содержащая алкоголь, необходимо будет подавать документы в департамент потребительского рынка и получать соответствующую лицензию.
Следующим важным шагом является выполнение постановки на учет в налоговой службе и выбор предпочтительной системы налогообложения. Оптимальной системой для кофейни является УСН или ЕНВД. При выборе «упрощенки» необходимо помнить, что подавать заявление на использование данной системы нужно не позже пяти дней после регистрации.
Также потребуется собрать ряд разрешительных документов, связанных с использованием помещения кофейни: это заключение органов пожарного надзора; разрешение органов СЭС.
Необходимо будет заключить ряд дополнительных соглашений:
- договор с коммунальными службами на вывоз и утилизацию ТБО;
- соглашение на утилизацию ртутьсодержащих лам;
- договор на обслуживание вентиляционной системы (требуется, если кофейня открывается в жилом доме).
Каким должно быть помещение
Исходя из специфики заведения, предполагается, что оно должно размещаться в проходимом, оживленном месте — рядом с торговыми центрами, университетами, возле остановок или вокзалов. Кофейни, открытые в тихих, безлюдных местах, практически никогда не бывают окупаемыми.
Требования органов СЭС и пожарного надзора к помещениям для кофеен практически идентичны требованиям, предъявляемым к другим организациям общественного питания.
Что касается размера помещения, он не должен быть слишком большим. Для организации мини-кофейни может быть достаточно 50 кв. м, для открытия заведения побольше — 100-150 «квадратов».
В помещении должно хватать места для приготовления горячих напитков. Зона приготовления кофе должна отделяться от зала витриной или барной стойкой.
Если для обустройства кофейни будет нужна перепланировка помещения, выполнение всех строительных работ необходимо согласовывать с соответствующими службами.
Если кофейня расположена в жилом доме, необходимо позаботиться о том, чтобы ее работа и шум не мешали жильцам.
Для этого следует обеспечить качественную шумоизоляцию.
Очень важно внимательно отнестись к выбору интерьера будущей кофейни.
В кофейне все должно быть гармоничным и продуманным до мельчайших деталей:
- цветовая гамма;
- декор помещения;
- расположение столиков для посетителей.
От этого во многом зависит, будут ли в нее возвращаться посетители, или нет. Кроме того, фирменный стиль кофейни будет отличать ее от многих других заведений.
Перечень необходимого оборудования
Качественное оборудование для приготовления кофе достаточно дорогостоящее, однако на его приобретении не стоит экономить. Посетители кофеен, как правило, любят и хорошо разбираются в данном напитке, поэтому качество кофе должно быть на высшем уровне. Так, для приготовления разных кофейных сортов необходимо приобретать разные кофемолки.
При выборе поставщика необходимо обращать внимание на наличие гарантийного обслуживания оборудования — это очень поможет владельцу кофейни в будущем.
Минимальный комплект оборудования, которое необходимо будет приобрести, выглядит так:
- кофемолки;
- кофейная машина;
- миксер;
- соковыжималка;
- микроволновая печь;
- морозильные шкафы и холодильное оборудование.
Если выпечку для кофейни планируется готовить самостоятельно, также понадобится соответствующая печь. Помимо этого для сотрудников необходимо будет приобрести мобильные терминалы и кассовый аппарат.
Кроме оборудования, необходимо правильно подобрать мебель для кофейни. Она должна гармонировать со всем остальным интерьером помещения. Также она должна быть удобной — помимо классических столов и стульев в кофейне можно установить удобные диваны или пуфы. Не забудьте предусмотреть вешалки для верхней одежды посетителей.
Также очень важно не ошибиться с посудой. Отдельные виды кофе должны подаваться в специальных кружках, поэтому следует узнать всю информацию по этому вопросу, перед тем как приобретать посуду.
Подбор персонала
Еще один важный момент, значение которого не следует преуменьшать при открытии кофейни — это подбор кадров. Ведь если официанты не будут вежливы с посетителями, а бариста будет некачественно выполнять свою работу, посетители в кофейне задерживаться не будут, а уже тем более — возвращаться в нее.
Один из ключевых специалистов, который обеспечит хорошее меню из закусок и десертов — это технолог. Если приготовление блюд будет осуществляться непосредственно в кофейне (а не закупаться в магазинах), также не обойтись без повара.
В штат кофеен могут входить:
- баристы (от двух до четырех человек с учетом того, что они будут работать посменно);
- официанты (от четырех человек);
- уборщицы (один-два человека);
- бухгалтер (может работать неполный рабочий день или привлекаться в формате аутсорсинга).
Баристы и официанты должны хорошо ориентироваться в кофейных сортах, уметь содержательно отвечать на вопросы посетителей.
В дальнейшем для работы в кофейне можно будет нанять управляющего — человека, который возьмет на себя решение основных организационных вопросов, займется рекламой и проведением маркетинговых акций. Качественные маркетинговые мероприятия позволят раскрутить кофейный бизнес и вывести его на новый уровень. Впрочем, самая лучшая реклама — это «сарафанное» радио — положительные отзывы посетителей, которые будут с удовольствием возвращаться в заведение и рекомендовать его другим.
Финансовый план
Величина вложений, необходимых для открытия кофейни, зависит от ее размера, предполагаемого ассортимента продукции, стоимости аренды и оборудования.
Мини-кофейню можно создать за 1,5-1,7 миллиона рублей. Этих средств хватит для оформления бизнеса, обустройства помещения, закупки мебели и оборудования. Ежемесячные расходы для функционирования заведения в дальнейшем будут составлять порядка 300 тысяч рублей. Эта сумма будет покрывать выплату заработной платы сотрудникам, закупку продуктов, оплату налогов, коммунальных услуг и прочих текущих платежей.
Открытие большой кофейни с собственной кухней обойдется гораздо дороже. Для ее организации понадобится 5-7 миллионов рублей. Значительную часть этой суммы придется направить на перепланировку и обустройство помещения, а также на закупку оборудования. Хотя эти средства все равно достаточно быстро окупятся: ведь наценка на продукты питания (закуски, выпечку) в подобных заведениях может составлять 300-500%. Размер текущих расходов каждый месяц будет составлять 800-900 тысяч рублей.
Отдельной статьей можно выделить затраты на рекламу и продвижение. Минимальная сумма расходов по данной статье составляет 30-50 тысяч рублей.
Что касается доходов, их размер будет напрямую зависеть от количества посетителей заведения. Чем больше их будет, тем быстрее удастся вернуть инвестиции и начать получать доход. Учитывая, что средний чек в кофейне составляет всего 200-300 рублей, количество посетителей действительно очень важно для окупаемости вложений.
Если в кофейню будет заходить от 100 до 150 человек в сутки, прибыль за месяц может достигать 700-800 тысяч рублей. В среднем период, в течение которого происходит возврат инвестиций, составляет от двух до трех лет.