Увеличение количества автомобилей приводит к развитию сети автозаправочных станций и модернизации оборудования на них по всей стране. Статистика утверждает, что АЗС приносят своим владельцам неплохой доход: соотношение между стоимостью ГСМ, объемами продаж и доходностью в среднем составляет порядка 20%.
Несмотря на то, что основную часть рынка занимают крупные нефтяные компании, в небольших поселках и городах по-прежнему остается место для автономных игроков. В связи с этим предприниматели, которые думают, в какой бизнес вложить свои средства, могут смело выбирать места для строительства АЗС и составлять бизнес-планы.
АЗС может стать прибыльным бизнесом, если:
- правильно просчитать и сбалансировать расходы, необходимые для строительства и содержания автозаправочной станции;
- точно спрогнозировать количество потенциальных клиентов и численность персонала, необходимого для их обслуживания;
- верно выбрать место для размещения АЗС.
Существует несколько типов автозаправочных станций. Стационарные АЗС представляют собой сооружения с подземными резервуарами, находящимися в отдалении от топливораздаточных колонок. На блочных АЗС колонки размещаются над подземными резервуарами.
Передвижные АЗС включают в себя только один вид топлива, который размещается в цистернах на шасси грузовых автомобилей.
Еще один вид АЗС, не так давно получивший распространение — это контейнерные автозаправочные станции.
Что представляют собой контейнерные АЗС
Строительство контейнерной АЗС не требует выполнения земляных работ, обустройства сложных фундаментов и колодцев. Сама АЗС представляет собой цельную конструкцию, содержащую один или несколько контейнеров для хранения топлива и контейнер управления (диспетчерский пункт).
Емкость резервуаров может быть от трех до сорока кубических метров. Контейнер управления может содержать не только рабочее место оператора, оборудованное системой управления колонками, но и включать в себя помещение для отдыха или склада. АЗС может быть рассчитана на хранение и выдачу нескольких видов топлива — от одного до четырех. Количество секций АЗС соответствует количеству видов топлива.
На АЗС такого типа используются двустенные резервуары, пространство между которыми заполняется тосолом или газом. Обязательно устанавливается датчик утечки топлива. Топливораздаточные колонки могут быть одно-, двух- или трехрукавные.
Заправочные станции контейнерного типа могут оборудоваться различными автономными системами, позволяющими вести электронный учет набора и слива топлива, а также системами пожаротушения. Обустройство контейнерной АЗС должно выполняться в строгом соответствии с нормами пожарной безопасности.
Контейнерные АЗС незаменимы в автосервисе, на строительных площадках и в небольших населенных пунктах.
Эксплуатировать их можно при температуре воздуха от -40 градусов до + 50 градусов, очень часто они применяются для временного использования. К преимуществам станций такого типа можно отнести мобильность, простоту подготовки территории, экономичность, компактность и относительно быструю окупаемость.
С чего начать подготовку бизнес-плана
Перед тем как приступать к составлению бизнес-плана, необходимо четко представлять подробности работы будущего бизнеса. В документе нужно будет аргументировать необходимость открытия КАЗС. Это можно сделать, хорошо ориентируясь в экономике населенного пункта, в котором предполагается обустройство станции. Проект должен иметь актуальность не только для предпринимателя, но и для организации или населенного пункта, в котором он будет использоваться (или для участка дороги).
В бизнес-плане необходимо будет указать, какой спектр услуг планируется предоставлять:
- торговля бензином и дизельным топливом;
- предоставление дополнительных услуг (продажа продукции, обслуживание автомобилей, буфет и т. д.).
В самом начале необходимо определить правовую форму будущего предприятия: ИП, ООО, или что-то другое. Вводная часть бизнес-плана должна содержать цели, которые предполагается достичь, и промежуточные задачи.
Задачи следующие:
- получение топлива по выгодным ценам;
- оказание услуг, соответствующих потребностям клиентов и т. д.
Важно проанализировать проблемы, которые могут помешать достижению поставленных целей (нестабильная экономическая ситуация, политические и человеческие факторы, ЧП или природные катаклизмы), и спланировать соответствующие действия.
Расчет рентабельности и составление плана
Обозначив общие направления работы, необходимо приступать к маркетинговой части бизнес-плана. В ней затрагиваются внешние факторы, влияющие на деятельность организации, приводится список предполагаемых поставщиков и критерии их выбора. Особое внимание следует уделить условиям сотрудничества, оперативности поставок, возможности обслуживания.
Необходимо произвести сравнение планируемого проекта с конкурентами, работающими в регионе, определить ключевые преимущества. Важно правильно рассчитать рентабельность предприятия.
Организационный план начинается с правового обоснования:
- повторно указывается юридическая форма предприятия, и документы, регулирующие его работу;
- указывается численность персонала, который планируется привлечь, обязанности и заработная плата сотрудников.
После этого составляется график реализации проекта, включающий организационные мероприятия по подготовке к открытию КАЗС, оформление всей документации, оборудование территории, обустройство заправочного комплекса, набор сотрудников, закупку сырья и оповещение потребителей.
Финансовая часть плана должна содержать основные нормативы, используемые для расчетов, в том числе уровень инфляции и налоги.
Кроме того, должен быть произведен расчет затрат на этапе строительства КАЗС, расходов на ее содержание (зарплата, коммунальные платежи и т. д.), себестоимости продукции и чистой прибыли.
Подготовка разрешительной документации
После составления бизнес-плана необходимо пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или ООО и выбрать подходящую систему налогообложения.
В том числе необходимо выполнить:
- подготовку учредительных документов;
- получение кодов ОКВЭД;
- получение свидетельства о постановке на учет в налоговую;
- выбор месторасположения КАЗС и заключение договора аренды на использование земли (либо договора покупки участка).
После получения всей необходимой документации можно переходить к обустройству автозаправочной станции.
Сама КАЗС должна иметь сертификат соответствия или декларацию Таможенного союза, а также паспорт с инструкцией по использованию.
Модификации АЗС, включающие одностенный резервуар и колонку, не являются КАЗС и законно их использовать не удастся. Для работы нужно изделие, полностью соответствующее НПБ 111-98. Следует опасаться и слишком дешевых КАЗС — при низкой стоимости соблюсти все требования НПБ достаточно сложно.
Если КАЗС устанавливается на территории своей организации, получение лицензий и разрешений не требуется. Главное соблюсти правила пожарной безопасности, выдержать необходимое расстояние до других объектов, подготовить въезды и выезды. В том случае, если заправочная станция устанавливается на опасном объекте, также потребуются экологический и санитарный сертификаты.
Я являюсь владельцем строительной компании. На строительном объекте регулярно работает большое количество малоподвижной техники. Это могут быть экскаваторы, бульдозеры, погрузчики. Постоянно гонять такую технику на стационарную АЗС очень долго и дорого. Могу ли я на строительном объекте установить контейнерную АЗС без получения лицензии и разрешения? Для этого мне необходимо будет только купить данное оборудование и все?
Добрый день, уважаемый Станислав. Действительно, если вы занимаетесь строительным бизнесом, то контейнерная АЗС — идеальное решение проблемы с топливом для спецтехники. Для установки АЗС контейнерного типа на строительном объекте Вам не нужно будет получать лицензию и разрешение. Все, что потребуется — покупка необходимого оборудования и соблюдение всех норм и стандартов безопасности. Кроме этого, Вам необходимо будет нанять обслуживающий персонал.
Торговля автомобильным топливам действительно является очень прибыльным видом бизнеса. Но открытие подобного бизнеса, наверное, зависит еще и от региона. Два года я пыталась обустроить подобными контейнерами небольшие населенные пункты в Московской области. Но никакого разрешения я не получила. В Москве и области в данную отрасль не позволяют войти крупные игроки рынка. Они имеют большое влияние на представителей власти, которые не выдают разрешение.
Добрый день, уважаемая Виктория Викторовна. Москва и Московская область на данный момент насыщена практически всеми типами бизнеса. Чем крупнее город, тем сложнее пробиться. Ничего сверхъестественного в этом нет. Сейчас практически нереально организовать любой другой бизнес, даже имея вполне перспективный бизнес-план. Не последнюю роль играет и уровень коррупции в больших городах.
Добрый вечер интересуют документы для открытия КАЗС для коммерческих целей?