Сырная продукция является неотъемлемой частью здорового рациона каждого человека, в связи с чем она крайне востребована на российском рынке. Потребительский спрос, увеличение которого началось несколько лет назад, продолжает неуклонно расти. Это значит, что производство сыра становится все более рентабельным и привлекательным видом бизнеса.
Создание крупной сыроваренной компании требует многомиллионных вложений.
Частные предприниматели, делающие первые шаги в этом бизнесе и не имеющие большого стартового капитала, начинают организацию производства с создания мини-цехов.
При помощи небольших производственных линий стоимостью до одного миллиона рублей мини-сыроварни могут размещаться на площади до 100 кв. м. По мере увеличения продаж готовой продукции производственные линии можно дополнять новым оборудованием и наращивать объемы изготовления сыров.
Организацию бизнеса следует начинать с составления бизнес-плана. В нем должны быть проанализированы затраты и предполагаемые доходы производства, просчитан ориентировочный срок окупаемости проекта.
Необходимо прописать маркетинговую стратегию, указать ожидаемые каналы сбыта, от которых напрямую зависят объемы загрузки мини-сыроварни и количество персонала, которое будет задействовано в производственном процессе. Так, на первом этапе не обойтись без технолога, сыровара и бухгалтера. В дальнейшем штат мини-цеха может быть расширен профильными специалистами.
Сбор разрешительных документов
Создание мини-цеха по изготовлению сыра должно выполняться в соответствии с действующим законодательством. Для того чтобы бизнес осуществлялся в рамках правового поля, он должен быть официально зарегистрирован.
Начинающий предприниматель может оформить ИП или ООО, при этом второй вариант (регистрация юрлица) является более предпочтительным. Дело в том, что крупные торговые сети для получения налогового вычета стараются работать с организациями, а не с ИП.
Таким образом, в первую очередь, необходимо зарегистрировать устав, получить все положенные выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. После этого следует выполнить постановку на учет в налоговых органах. Что касается системы налогообложения, начинающим предпринимателям лучше всего выбирать УСН.
Вслед за получением учредительных документов необходимо оформить покупку или аренду помещения для расположения мини-цеха и получить разрешения на ведение деятельности от санэпидемстанции и пожарного надзора.
Кроме того, в дальнейшем необходимо будет получить сертификат качества выпускаемой продукции. Для его получения следует обращаться в Ростест. Сертификат качества даст возможность маркировать продукцию и поставлять ее в торговые сети. Для получения сертификата в Ростест необходимо будет предоставить документы на сырье, ветеринарный сертификат и заключение Роспотребнадзора.
Закупка и монтаж оборудования
Очень важно правильно оборудовать помещение, в котором будет располагаться мини-сыроварня.
Желательно, чтобы оно включало в себя следующие зоны:
- производственный цех;
- склад готовых изделий;
- бытовое помещение для сотрудников.
В помещении должно быть электричество, водопровод и канализация.
Что касается оборудования, для производства сыра необходимо приобрести:
- емкость длительной пастеризации (сыроизготовитель);
- пресс для сыра;
- парафинер, емкость для формирования сыра;
- холодильные камеры, в которых поддерживаются необходимая температура и влажность;
- рабочую поверхность.
Полный перечень оборудования зависит от выбранной технологии приготовления сыра.
Наиболее качественным считается итальянское оборудование, хотя оно и является дорогостоящим (цены на него на рынке могут достигать трех-четырех миллионов рублей). Российские аналоги можно приобрести гораздо дешевле — за 200-300 тысяч рублей.
Приобретение качественного сырья
Один из ключевых вопросов при организации сыроварения — поиск и закупка качественного сырья, от которого зависят вкусовые характеристики будущей продукции, а значит — и весь успех бизнес-проекта. Для сыроварения можно использовать коровье, овечье, козье или другое молоко.
Осуществлять закупку сырья можно несколькими способами:
- приобретая сырье у частников (самый бюджетный, но при этом и самый рисковый вариант);
- осуществляя заказы у фермерских хозяйств (вариант предполагает покупку излишек молока по сниженным ценам);
- выращивая собственную ферму (данный вариант дает предпринимателю независимость и позволяет получать более высокий доход).
Молочное сырье должно соответствовать следующим требованиям:
- оно должно быть качественным и экологически чистым (молоко должно быть натуральным и без примесей);
- молоко не должно содержать каких-либо антибиотиков — животные, вырабатывающие его, должны быть здоровыми;
- жирность молока не должна превышать 4%, а содержание белков — 3,5%;
- температура молока при приемке не должна быть выше 12С.
Требования к сырью, объемы и условия доставки должны быть детально прописаны в соответствующих договорах.
Особенности производства
Чтобы правильно организовать работу мини-цеха, необходимо знать особенности сыроварного процесса. Хорошо, если руководить им будет опытный технолог, понимающий все тонкости сыроварения.
Впрочем, современное оборудование позволяет организовывать работу производственных линий в автоматическом режиме — пошаговые действия детально прописываются в инструкциях к устройствам.
Сыры, которые можно изготавливать в мини-цехах, делятся на четыре типа:
- твердые (сорта, пользующиеся наиболее высоким спросом — российские, швейцарские, голландские и другие);
- полутвердые (рокфор, латвийские сыры);
- мягкие (любительские, славянские сыры);
- рассольные (брынза, сулугуни, адыгейские, имеретинские сыры).
Процесс изготовления каждого из этих видов сыров имеет свои особенности.
При этом, как правило, он включает в себя следующие этапы:
- приемка и анализ качества сырья, его нагрев и доведение до свертывания;
- формование, прессовка и посол изделий;
- созревание и упаковка сыра.
После этого продукт передается на хранение до момента реализации.
Затраты и ожидаемая прибыль
Все расходы на организацию бизнеса можно разделить на две категории: разовые и текущие (регулярные).
Разовые расходы | |
Регистрация бизнеса | От 10000 рублей |
Приобретение, установка оборудования | От 200000 рублей |
Ремонт, обустройство помещения | От 50000 рублей |
Текущие (регулярные расходы) | |
Оплата аренды помещения | От 20000 рублей |
Выплата заработной платы, оплата налогов | От 80000 рублей |
Закупка сырья | От 80000 рублей |
Оплата коммунальных платежей и прочих расходов | От 20000 рублей |
Из одного литра молока можно изготовить порядка 150 грамм сыра, из 100 литров — 15 килограмм. Себестоимость одного килограмма сыра составляет порядка 275 рублей, цена с учетом торговой наценки — 350 рублей.
Таким образом, уже за первый год производства можно зарабатывать до 800000 рублей ежемесячно, и даже более. В последующие годы чистая прибыль может достигать одного миллиона рублей. В целом рентабельность производства может достигать порядка 20%.
Для того чтобы продукция была конкурентоспособной, необходимо следить за ее качеством, контролировать работу оборудования, внедрять современные методы производства.
Также важно иметь налаженные каналы сбыта готовой продукции.
Творческий подход к реализации маркетинговых мероприятий позволит привлечь и удержать оптовых клиентов.
Продвижение продукции
Каждый предприниматель может искать различные каналы сбыта изготовленной продукции.
Это может быть:
- продажа сыра учреждениям общественного питания;
- реализация через местные продуктовые магазины;
- продажа продукции через крупные супермаркеты и торговые сети;
- сбыт продукции перекупщикам;
- продажа изделий на местных продовольственных рынках.
Кроме того, за рубежом продажа сыра часто осуществляется через фирменные магазины изготовителей продукции. У нас эта практика пока не распространена.
Для каждого из этих каналов можно изготавливать различную продукцию. Так, элитные сорта сыров могут поставляться в кафе и рестораны, более простые и доступные по ценам — реализовываться на местных рынках и в магазинах.
Не следует ожидать быстрых результатов и большой прибыли, которая сразу начнет поступать от продажи продукции. Для поиска постоянных покупателей требуется время.
Поиск клиентов произойдет быстрее, если вложить средства в рекламу:
- через местную прессу;
- через интернет;
- через раздачу печатной продукции и т.д.
Качество продукции плюс ее продвижение будут являться залогом наработки клиентской базы и выводу производства на более высокий уровень.