Двумя главными факторами, регулирующими рынок, есть спрос и предложение. Вариация спроса либо предложения зависимо от цены — это функциональные зависимости, представляемые в виде графиков. Взаимодействие продавцов и покупателей приводит к образованию определенной цены, называемой равновесной.
Равновесная цена. Пример
Приведем простейший пример из жизни. Пойдите на рынок за абрикосами. Вы увидите, что все продавцы продают их, к примеру, по 60 рублей за килограмм. Если кто-то станет продавать абрикосы дороже — их просто не купят. А продавать дешевле невыгодно и самому, ведь в таком случае человек получит меньший доход, чем торгующий в соседней палатке продавец. Цена 60 рублей за килограмм — равновесная.
Если предложение больше спроса, на рынке образуется излишек товара. Это более выгодно покупателю, чем продавцам. Люди могут ходить по рынку, выбирать и торговаться, сбрасывать цену. Естественно, может возникнуть и обратная ситуация — спрос превышает предложение. Нетрудно догадаться, что в этом случае выигрывают продавцы. Каждый из продавцов может свободно повышать цену, ведь люди в любом случае будут покупать.
В первом случае принято говорить о рынке покупателя, а во втором — о рынке продавца.
Сказанное нами можно проиллюстрировать таблицей:
Что такое рыночное равновесие
Равновесная цена — это цена, при какой объемы спроса и предложения равны между собой. Соответственно количество товара тоже зовется равновесным. В таблице это 6000 единиц товара. Равновесная ситуация оптимальна, эффективна, выгодна, как покупателю, так и продавцу. Для участников рынка нет никаких причин, дабы поменять сложившуюся ситуацию в ту или иную сторону.
Если проиллюстрировать наши слова в виде графика, то равновесная цена найдется в точке пересекания кривых спроса и предложения (P2). Что может изменить равновесную цену? К примеру, неудовлетворенный спрос повысит ее, а избыточное предложение, наоборот, понизит. Равновесная цена будет неизменной, пока неизменны спрос и предложение.
Как взаимодействуют спрос и предложение? Если они увеличиваются, соответствующие им кривые сдвигаются вправо. И наоборот. Когда спрос увеличивается, растет и равновесная цена, и равновесное число товаров. В случае уменьшения спроса происходит уменьшение и того, и другого. Если предложение увеличивается, равновесная цена понижается, а объем товаров возрастает.
Уменьшение спроса приводит к возникновению прямо противоположной ситуации.
Используя данные правила, можно при любой рыночной ситуации легко найти равновесную цену.
Рынок и свободная конкуренция, сами, автоматически выравнивают цену. Другое дело — монополии или государственное вмешательство. В таких случаях цена на товар или услугу может искусственно удерживаться выше или ниже равновесной. На языке экономистов это называется ценами «потолка» и «пола».
Что делать, если на рынке очень сильно упал спрос на определенный товар. Чтобы продать такой товар, необходимо продавать его ниже закупочной цены. Если не опускать цену себе в убыток, то такой товар может вообще испортиться. В таком случае убыток будет гораздо серьезнее. Как правильно поступать в таких случаях. Существуют ли методы безубыточного выхода из такой ситуации?
Добрый день, уважаемая Светлана Леонтьевна. Описанные Вами ситуации бывают очень редко. Но такое встречается. В данном случае очень важно ежедневно анализировать цену товара и его спрос. Если спрос падает, то необходимо сразу сбрасывать цену. Опытные бизнесмены, которые занимаются торговлей, уже научились распознавать большое падение спроса на товар на начальном этапе. Очень важно распознать падение спроса и успеть продать товар по безубыточной стоимости — не ниже закупочной цены. Это и есть единственный безубыточный вариант выхода с описанной Вами ситуации.
Если есть равновесная рыночная цена, то почему один и тот же товар можно встретить по увеличенной стоимости и по удешевленной? Причем такая разница может быть в пределах 20-30%.
Добрый день, уважаемый Василий Николаевич. Действительно, на рынке часто можно встретить один и тот же товар не только по равновесной стоимости, но и по завышенной. Завышенная цена, чаще всего, образуется за счет более дорогой закупки или по причине дефицита товара у продавца. Если у продавца осталось мало товара, то продавать он его не спешит. Он может позволить себе немного завысить его стоимость. В случае с заниженной стоимостью, то все наоборот. В таких случаях либо продавцы дешевле закупили товар, либо данного товара у продавца очень много и он вынужден снизить его стоимость для более быстрой продажи.