Главное правило деловой деятельности заключается в ее прибыльности. То есть, произведенный товар нужно продать по цене, оправдывающей расходы, связанные с его производством и реализацией. В этом плане крайне важно учитывать такой показатель, как маржинальность товаров, который показывает перспективность того или иного бизнеса.
Маржинальность как показатель бизнеса
Маржинальность (маржа) — экономический термин, показывающий разницу между производственными затратами (себестоимостью) и ценой, которую за товар готов платить потребитель. Нередко под маржей подразумевают прибыль, полученную с каждого проданного товара и коэффициент прибыльности. Он выражается в процентном отношении, причем, итоговая цена товара составляет 100%.
Коэффициент прибыльности является главным показателем успешности бизнеса, поэтому маржинальность в обязательном порядке учитывается при анализе предпринимательской деятельности. Ведь неважно, сколько стоит товар и сколько средств вложено в его создание, если в итоге прибыльность только частично или еле-еле покрывает расходы.
Правильно рассчитав маржинальность, можно оценить, насколько перспективно производить товар, как долго он будет приносить прибыль, и нужно ли вообще работать с ним.
Крайне важно рассчитать маржинальность в качестве проверки рисков, перед стартом нового бизнеса, чтобы не обанкротиться.
А значит, неприбыльные товары и продукцию, несущую небольшую прибыль производить не стоит.
Формула расчета маржинальности
Способы расчета маржи отличаются, поскольку этот термин может означать и чистую прибыль, и ее коэффициент. Но оба способа являются точными в оценивании уровня прибыльности нового товара, что позволяет принять правильное решение относительно его производства.
Самая простая формула позволяет рассчитать чистую маржу:
М = Д — И,
- где М — маржа;
- Д — доход;
- И — издержки.
Коэффициент маржинальности вычисляется по другой формуле:
к = П/Ц,
- где к — коэффициент маржинальности;
- П — прибыль с одной единицы товара;
- Ц — цена реализации единицы товара.
Минимальным считается коэффициент, превышающий 20%, хорошим показателем — коэффициент в 30-40%.
То есть, чем выше цифры, тем более прибыльным будет товар, а значит, предприятие быстро станет рентабельным.
Данную формулу лучше применять предприятиям, планирующим производить несколько разновидностей продукции. Итоги покажут, какие товары стоит производить, а от выпуска каких стоит отказаться, а также определиться с объемами выпуска продукции.
Валовая маржинальность
Доходность можно выразить в валовой маржинальности, но европейское и российское представление о данном термине разное. Так, в России валовая маржинальность определяет размер прибыли от проданных товаров, из которого вычтены затраты на их создание, носящие переменный характер, то есть, она показывает, как компания учитывает и покрывает затраты.
В европейской экономической теории валовая маржа рассчитывается, как процент от доходности (после вычета себестоимости продукции), который получается после продажи товара.
Разница между подходами имеет принципиальное значение — в России это деньги, в Европе — проценты.
Не могу понять, мне поставили задачу пересчитать стоимость товара с 10-процентной маржей. В данном случае мне стоит понимать слово маржа как наценка? Или существует какая-то хитрая формула по подсчету товара с маржей?
Здравствуйте Елена Петровна. В вашем случае, действительно необходимо понимать маржу, как наценку. Для решения поставленной Вам задачи достаточно до начальной стоимости товара добавить 10% ее стоимости. Или же, просто умножить стоимость товара на 1,1.
Добрый день. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующей ситуации. Наше предприятие изготавливает два вида продукции. Первый товар является очень высокорентабельным, его маржа составляет 62%. Второй товар только недавно получилось вывести в прибыль. Его маржа на данный момент равна 7%. Такая низкая маржа этого товара обусловлена высокими затратами на его производство. В то же время, мы не можем продавать такой товар выше рыночной стоимости потому, что его вообще перестанут покупать. А покупают у нас, в большинстве случаев, сразу оба товара, так сказать комплектами. Так вот, можно ли общую маржу считать как средний показатель между двумя товарами.
Добрый день, Николай Петрович. В Вашем случае, наиболее целесообразно рассматривать не каждый товар по отдельности, а комплект товаров (ведь вы утверждаете, что продаются они парами). Сделать это можете по вот такой формуле:
М=(П1+П2)(Ц1+Ц2)*100%, где П1 и П2 — прибыль от первого и второго товара соответственно, Ц1 и Ц2 — стоимость реализации первого и второго товара. Полученное значение и будет коэффициентом маржинальности в процентном эквиваленте. Обратите внимание, что нельзя считать маржу комплекта товаров, как (62%+7%)/2 потому, что первый и второй товар могут существенно отличатся по стоимости и по затратам.
Неужели коэффициент маржинальности, который не превышает 20%, является плохим? Разве можно для всех товаров делать одинаковый коэффициент маржинальности? А если идет оптовая торговля, то на единицу товара не может быть наценка более 20%. Но бизнес, в основе которого лежит оптовая торговля будет гораздо прибыльней, чем розничная торговля с маржинальным коэффициентом 30%.
Добрый день, уважаемая Виктория Андреевна. Да, Вы совершенно правы. Если рассматривать оптовую торговлю, то там не наблюдается высоких коэффициентов маржинальности. 20% — это показатель данного коэффициента для розничной торговли.