В январе 2014 года вступил в силу Федеральный Закон №44, касающийся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд. Данный закон определил новые правила регулирования взаимоотношений заказчиков и поставщиков, при этом все договоры, заключенные до принятия закона №44, сохранили свою силу.
Закон №44-ФЗ регулирует следующие виды сделок:
- планирование муниципальных и государственных закупок, предметом которых могут выступать товары, работы или услуги;
- порядок определения поставщиков (исполнителей);
- процедуру заключения контрактов по итогам проведенных закупок;
- порядок контроля выполнения договорных условий;
- порядок контроля соблюдения действующего законодательства в сфере осуществления закупок.
Кроме этого, закон закрепил определенные преференции, согласно которым отдельным участникам закупок может отдаваться предпочтение при заключении договоров.
К таким участникам относятся поставщики, предлагающие для обеспечения государственных заказов товары российского производства или товары, производящиеся в странах ЕАЭС.
Это могут быть как физические, так и юридические лица.
Кроме того, законом предусмотрены преференции для следующих участников процедур:
- для организаций и предприятий уголовно-исполнительной системы — УИС (перечень таких организаций утвержден правительственным постановлением №89);
- для организаций инвалидов, в которых не менее 80% участников — люди с ограниченными физическими возможностями или их представители;
- для некоммерческих объединений, подпадающих под действие закона «О некоммерческих организациях», основателями которых не являются органы власти;
- для малых предприятий, подпадающих под действие закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Согласно статьям 28-30 44-го закона, любая преференция означает, что среди всех равных предложений, сделанных участниками конкурсов или аукционов, победителей нужно выбирать из числа тех, которые подпадают под данные законодательные нормы.
Порядок предоставления преференций
Кроме самого Закона №44-ФЗ, предоставление льгот осуществляется в соответствии с определенными нормативными документами.
В частности:
- с правительственным постановлением №649, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у УИС;
- с правительственным постановлением №341, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у организаций инвалидов;
- с приказом МЭР РФ №155, устанавливающим условия допуска товаров из-за границы;
- с правительственным постановлением №925 о приоритете товаров отечественного производства.
Каждая преференция имеет свой механизм исполнения:
- для организаций УИС и организаций инвалидов, победивших в торгах, предоставляется возможность увеличения цены закупки на 15% (но при этом сумма не должна быть выше начальной стоимости);
- размещение закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций должно производиться в объеме не менее 15% от всех закупок, которые выставляются на торги. Суммы закупок не должны превышать 20 миллионов рублей (ранее максимальный порог составлял 15 миллионов).
Для того, чтобы воспользоваться преференциями, участники закупок, которые предлагают товары отечественного производства, должны предоставлять информацию, подтверждающую преобладание таких товаров в заявке (более 50%). Если местные и зарубежные производители предлагают равные заявки, преимущество будет отдано первым из них.
Как воспользоваться льготами
Инициаторы закупок должны размещать в своих объявлениях сведения о преференциях и перечне документов, которые нужны для использования льгот, а также формы, по которым их следует подавать.
Использование льгот невозможно в тех случаях, в которых контракты заключаются с единственным поставщиком.
Участники закупок должны включать в свои заявки следующую документацию:
- организации УИС должны предоставлять справки о предоставлении преимущества в закупках (составляются в свободной форме);
- организации инвалидов должны подавать заявления об их соответствии нормам части 2 статьи 29 ФЗ №44;
- представители малого бизнеса и НКО должны включать в перечень документов декларации о принадлежности к соответствующей категории.
Заказчики не должны требовать дополнительные справки и документы, не предусмотренные законом. Достаточно просто подтвердить свой статус. Участники, не имеющие права на льготы, не должны подавать ложную информацию и пытаться получить неположенные им преференции. Подобные действия грозят убытками и внесением сведений о предприятиях в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Федеральный Закон №44 предоставил новые возможности для субъектов хозяйствования, нуждающихся в государственной поддержке. В свою очередь, на заказчиков документ возложил дополнительные обязанности.