Работа любой компании подчинена последовательности финансовых и операционных циклов. Это закупка сырья, производство и продажа продукции, выплата денег поставщикам и получение дебиторской задолженности. Ситуацию, когда операционный цикл работы фирмы не совпадает с финансовым, принято называть кассовым разрывом. Такая ситуация возникает, если фирма уже должна платить за сырье, но дебиторы деньги еще не перечислили (работают с отсрочкой платежа).
Причины возникновения кассового разрыва
Одной из основных причин возникновения кассового разрыва является неграмотная финансовая политика предприятия.
Отрицательное сальдо на фирме может быть следствием и объективных причин:
- методов работы;
- задержек перечислений средств;
- негативной экономической ситуации в стране в целом;
- экспортных факторов.
Денежные потоки компании планирует ее финансовое подразделение.
Ошибки в работе экономистов, как правило, и приводят к возникновению кассового разрыва.
Весьма распространенной причиной возникновения проблем на предприятии является недобросовестность покупателей, выражающаяся в задержке ими платежей.
Обычно покупатель и поставщик договариваются об отсрочке платежа — клиент берет товар под реализацию. Но за время такой отсрочки финансовая ситуация может измениться до такой степени, что несвоевременный платеж пошатнет стабильность работы фирмы.
Что такое временный кассовый разрыв
Наряду с производственным (текущим) кассовым разрывом существует и временный.
Это нужно не только прогнозировать, но и принимать все меры, минимизирующие финансовый ущерб.
Рассмотрим пример. Компания «Веселый фермер» осуществляет производство молочной продукции. В понедельник утром фирма закупила свежее молоко на сумму 500 тысяч рублей и отгрузила клиентам товар на сумму 1 млн рублей. Компания полностью рассчиталась за сырье, на счету после этого осталось 100 тысяч рублей. В пятницу дебитор частично рассчитался за товар, перечислив 200 тысяч рублей. На следующий понедельник фирма опять закупила сырье на 500 тысяч рублей. На счету осталось 300 тысяч рублей. Следовательно, величина кассового разрыва составила 200 тыс. руб.
Чем кассовый разрыв может быть страшен для фирмы?
Последствий может быть три:
- поставщик применит штрафные санкции за просрочку платежа;
- сырье не будет поставлено в достаточном объеме, производственный цикл нарушится;
- деловая репутация фирмы пошатнется.
Как рассчитать кассовый разрыв
Выявить и рассчитать кассовый разрыв можно после составления отчета о движении финансовых средств. О начале кассового разрыва будет свидетельствовать отрицательное сальдо платежного баланса предприятия.
Специалисты фирмы должны анализировать и остатки запасов товаров.
Если продукции для производственного процесса достаточно, сырье можно не закупать. Расчет кассового разрыва должен вестись в точном соответствии с платежным календарем.
Для того, чтобы вычислить величину кассового разрыва, используйте формулу:
ДС + ПД — ПП = ОДС,
- где ДС — это денежные средства на начало дня;
- ПД — фактические платежи дебиторов;
- ПП — платежи компании поставщикам сырья;
- ОДС — это остаток денежных средств по состоянию на конец операционного дня.
Если в результате вычислений получилось отрицательное значение, фирма должна принять меры к получению средств от дебиторов для полного закрытия кассового разрыва.
Как избежать кассового разрыва
Минимизировать кассовые разрывы помогут следующие меры:
- плотная работа с дебиторами по возвращению ими задолженности;
- правильный финансовый анализ, верное составление платежного календаря;
- минимизация товарных и финансовых кредитов.
На предприятии должна постоянно вестись работа по финансовому планированию и уменьшению всех видов так называемых неоперационных платежей. Это платежи, которые прямо не связаны с процессом производства — погашение банковских кредитов, выплата пени и т. д.
Как ликвидировать кассовый разрыв
Обнаруженный кассовый разрыв должен быть как можно быстрее ликвидирован.
Сделать это можно такими способами:
- приостановить некоторые обязательные выплаты — к примеру, лучше отсрочить уплату налогов, чем платежей по банковским кредитам;
- собственникам предприятия произвести дополнительные инвестиции в бизнес;
- использовать овердрафт или факторинг;
- договориться с банком о реструктуризации кредита;
- получить займ как для физического лица и затем передать его компании.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что предотвратить возникновение кассового разрыва проще, чем ликвидировать его. Именно поэтому собственник бизнеса должен уделять большое внимание финансовому и управленческому учету в своей фирме.