Интернет открывает перед пользователями большие возможности. Теперь, если мы хотим заняться мытьем жалюзи, обязательно просматриваем в ютубе ролики опытных умельцев, делящихся советами, как это сделать намного проще. При покупке телефона читаем отзывы на различных форумах, сравниваем характеристики других моделей. Во всех этих моментах есть только один объединяющий момент — практически в каждой статье встречаются непонятные термины. Особенно, если вопрос затрагивает банковскую тематику.
Здесь чаще всего мы сталкиваемся с таким понятием, как транзакция, в большинстве случаев означающим выполнение операций по карте. Но не всегда. Есть еще несколько сфер, где его еще можно встретить. Об этом и поговорим.
Как трактуется понятие в различных сферах
На сегодняшний день совершенно равноправными по значению и применению в официальных документах являются два вида написания рассматриваемого понятия. Это транзакция и трансакция. Каждое из них имеет латинские корни и трактуется как исполнение условий договора (сделки), связанного с покупкой-продажей финансовых инструментов, в том числе на международном валютном рынке; соглашение между продавцом и покупателем относительно продажи актива.
Банковская транзакция подразумевает осуществление банковской операции при простом переводе денежных средств с одного счета на другой, вне зависимости от того, в каком банке открыт тот или другой счет.
На валютном рынке Forex в качестве транзакции может рассматриваться торговая операция, связанная с открытием либо закрытием позиций, переходом средств из базовой валюты в таковую котировки, также наоборот. К участникам валютного рынка относят страховые и инвестиционные компании, крупнейшие мировые банки. Суммы возможных транзакций здесь порой достигают многомиллионного значения.
Общее значение понятия, виды
Общее значение транзакции — единичное действие, за которым скрывается длинная алгоритмическая цепь действий, которая, несмотря на всю свою сложность, сводится к простому результату — выполнено или не выполнено; совокупность операций по взаимодействию владельца банковской карты с процессинговым центром в рамках осуществления платежа по карте либо получения наличных средств.
Транзакция способна изменять состояние счета владельца карты.
Различают два вида таких операций:
- онлайн-транзакции, выполнению которых предшествует соединение с процессинговым центром в целях авторизации;
- оффлайн-транзакции, когда между участниками платежной системы не возникает непосредственной связи.
Так, вполне справедливо можно назвать транзакцией пополнение карты, денежные переводы, снятие наличных средств в банкомате, прочее. Однако чаще всего это понятие можно встретить при пользовании банковской картой в торговой точке для совершения оплаты покупок.
Проводя банковскую карту через терминал, мало кто из кассиров задумывается над тем, какие процессы при этом активизируются. А вот покупателям, т. е. владельцам карты, не помешает знать основные из них, ведь все-таки речь идет о его средствах, в том числе их безопасности.
Что же подразумевает типичная транзакция во время шоппинга? Такая операция обычно проходит в несколько взаимосвязанных друг с другом этапов. В каждом из них задействованы два участника: это банк-эмитент, которому собственно принадлежит карта, и банк-эквайер, т. е. тот, кто обслуживает торговую точку, предоставляя ей в распоряжение POS-терминал.
Вся суть операции сводится к тому, что банк-эквайер пытается получить разрешение на проведение операции от банка-эмитента.
Внешне это выглядит как прокатка кассиром платежного средства через терминал, а внутренне как отправка в виде потока зашифрованных данных запроса, содержащего необходимую для выполнения транзакции информацию. Это ФИО владельца карты, номер и срок действия, т. е. то, что содержится на магнитной полосе или чипе.
Отправленный запрос направляется не сразу в банк, а поступает сначала в процессинговый центр. Такой центр может быть создан как при самом банке, так и выступать отдельной организацией, с которой банк вынужден заключать договор.
Процесс, в котором задействуется процессинговый центр, называется запросом на авторизацию (разрешением на совершение транзакции). А функция процессингового центра — обработкой информации для последующей пересылки ее в банк-эмитент. После проверки сведений и сопоставления их с имеющимися данными банк-эмитент направляет, в свою очередь, процессинговому центру разрешение на выполнение транзакции, заключающегося в присваивании операции кода авторизации.
Значение завершающего этапа сводится к тому, что банком-эквайером осуществляется транзакция (при наличии разрешения), результатом которой становится чек из POS-терминала плюс перевод средств со счета владельца в пользу магазина.
Рассмотренная выше транзакция является примером «онлайн-транзакцией», показывая ее осуществление в реальном времени.
Оффлайн-транзакция может осуществляться с помощью импринтера — устройства, с помощью которого делается оттиск лицевой стороны карты (заполняется слип, передаваемый позже в банк-эмитент для проплаты).
Практически аналогичная схема имеет место при оплате гостиничных услуг либо ренте автомобиля.
Возможна ли отмена транзакции
Популярным вопросом, которым периодически задаются владельцы банковской карты, является возможность отмены транзакции. Вообще, такая возможность все-таки существует: при наличии желания банк может отменить многие операции, кроме снятия наличных в банкомате, разумеется.
Проще всего аннулировать транзакцию в день произведения оплаты. Для этого на каждом терминале есть специальная функция.
Если терминал уже был отгружен, т. е. информация была передана в банк, обращаться необходимо в ту кредитную организацию, которая, собственно, выпустила «пластик».
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, может ли банк не отменять транзакцию, если деньги были украдены с моей карты, и я обратилась в банк с соответствующим заявлением? Дело в том, что деньги с моей карты были переведены на счет иностранного интернет магазина за определенный товар. Это я увидела через онлайн банкинг. Но сотрудники банка не отменяют данную транзакцию. Почему так? Ведь они могут практически моментально произвести отмену.
Здравствуйте, уважаемая Валентина. Банк не может отменять любую транзакцию по причине того, что получили заявление от клиентов. Представьте ситуацию, что Вы самостоятельно совершили покупку товара в любом магазине. За покупку Вы расплатились с помощью карты. После удачной покупки Вы обращаетесь в банк и отменяете транзакцию и получаете обратно деньги на счет. С таким подходом никто не принимал бы к оплате банковские карты, ведь можно будет отменить любую транзакцию под предлогом воровства денег. Банк не имеет права отменять транзакции без доказательств того, что данные транзакции являются незаконными.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, сколько времени может идти обработка транзакций по карте Visa Electron? Просто смотрю выписку, есть транзакции, которым уже более двух недель, но в выписке они не отражены. Это потому, что данные транзакции незавершенные или ошибка в выписке?
Добрый день, Семен Игоревич. Скорее всего, если транзакция отсутствует в выписке, то она еще не завершена. Срок завершения транзакций может достигать 30 дней. По истечении этого срока, советуем Вам обратиться в банк.
Добрый день, уважаемые юристы. Недавно в одном небольшом магазине делала маленькую покупку на смешную сумму чуть более сотни рублей. Оплачивала покупку с помощью банковской карты. Продавец ввел в терминал лишний ноль. Я не обратила никакого внимания на сумму, но это заметил продавец после того, как чек уже был напечатан. Продавец извинился, но сказал, что отменить транзакцию уже, к сожалению, не может. Мне предложили взять товара на сумму переплаты. Я была вынуждена взять купить дополнительный товар, который я не хотела покупать. Действительно ли, продавец не в силах отменить транзакцию из-за технической ошибки по собственной вине?
Добрый день, уважаемая Анастасия Степановна. Если продавец допустил ошибку при вводе суммы на терминале, то подобную транзакцию можно отменить. Это предусмотрено на всех POS-терминалах. Скорее всего, продавец побоялся нажимать незнакомые кнопки и предложил Вам выбрать товар на сумму переплаты. На данного продавца Вы можете написать жалобу администрации магазина. Кроме этого, можете написать об этом случае в книгу жалоб и предложений.