Реализация любого проекта начинается с зарождения идеи, которая впоследствии оформляется в бизнес-план, позволяющий воплотить эту идею в жизнь. Грамотно подготовленный и обоснованный бизнес-план является залогом успешного функционирования и развития предприятия.
Для чего и для кого нужен бизнес-план
Бизнес-план нужен для оценки реальных перспектив успешности и жизнеспособности каждой конкретной идеи, оценки объема первоначальных вложений и ожидаемого дохода, а также для правильной организации действий всех участников проекта.
Таким образом, документ нужен:
- самим инициаторам проекта;
- потенциальным инвесторам (грантодателям, кредиторам);
- всем участникам проекта для понимания целей и задач каждого.
Именно в бизнес-плане должны быть рассмотрены все аспекты развития существующего или создания нового предприятия, проанализированы все возможные проблемы и пути их решения.
Бизнес-план должен содержать критерии, которые будут определять успешность его реализации.
Документ должен четко отвечать на вопрос — нужно ли вкладывать средства в задуманное дело, как быстро окупятся вложенные усилия и деньги, каким будет реальный доход от практической реализации данной идеи.
Как правильно составить бизнес-план
В идеале бизнес-планированием должны заниматься будущие руководители проекта, которым предстоит реализовывать все, что запланировано. Для проведения расчетов некоторые привлекают специалистов и экспертов, но можно обойтись и собственными силами.
Главное не использовать чужие бизнес-планы «под копирку» — лучше брать шаблоны и полностью адаптировать их под себя, или готовить документ с нуля.
Только тогда бизнес-план будет реалистичным и жизнеспособным. Перед составлением бизнес-плана необходимо проанализировать текущую ситуацию и собрать всю информацию, которая может пригодиться при расчетах. Одним из самых распространенных методов, применяемых при анализе и сборе информации, является SWOT-анализ, который заключается в оценке сильных и слабых сторон, возможностей и потенциальных угроз проекта. После его проведения можно приступать к составлению самого бизнес-плана.
Документ обязательно должен содержать:
- расчет экономической целесообразности проекта;
- финансовые результаты;
- источники и объемы финансирования;
- график реализации задач;
- критерии оценки промежуточных результатов.
Как правило, бизнес-план составляется с перспективой на один год. Исходя из этого срока выполняются все расчеты. Документ не должен быть слишком объемным, рекомендуемое количество страниц — от 25 до 50. Дополнительные материалы можно оформить в виде приложений к бизнес-плану.
Структура бизнес-плана
Бизнес-план предполагает проведение комплексного анализа будущего проекта. Документ, как правило, имеет сложную структуру и включает следующие разделы: резюме, сведения об исполнителях, анализ рынка, описание товаров и услуг, организационный, производственный и финансовый
планы, ожидаемые результаты и перспективы.
Остановимся на каждом из них подробнее:
- Резюме. Данный раздел должен давать общее представление о целях проекта, основных финансовых показателях, целевой аудитории и потребителях, а также кратко описывать идею и отличия от конкурентов. Резюме не должно быть объемным: хорошо, если его содержание разместится на одной-трех страницах.
- Сведения об исполнителях. В этом разделе необходимо кратко представить информацию об инициаторах реализации проекта, если это компания — об опыте и направлениях работы, структуре и регистрационных данных.
- Анализ рынка. Очень важный раздел, в котором должна быть дана краткая характеристика отрасли, проанализирован рынок конкурентов и возможные риски (угрозы, суть, способы минимизации и финансовые затраты). При составлении раздела также необходимо оценить категории потребителей, места их массового скопления, интересы и финансовые возможности.
- Описание товаров и услуг. В данном разделе необходимо подробно описать, какие именно товары или услуги будут предоставляться, их наименования, конкурентные преимущества, отличительные особенности. Из этой информации должна быть понятна польза, которую они могут приносить.
- Организационный план. Этот раздел должен содержать информацию об организационно-правовой форме бизнеса, раскрывать предполагаемую структуру предприятия, информацию о партнерах и персонале (в разделе должны быть данные как о менеджменте, так и о персонале). Раздел можно дополнить резюме кандидатов и должностными инструкциями.
- Производственный план. Данный раздел раскрывает особенности изготовления товаров или предоставления услуг, описывает предполагаемые технические решения, содержит информацию о возможных поставщиках. В разделе также необходимо уделить внимание контролю качества предоставляемых товаров или услуг.
- Финансовый план. Здесь должно быть планирование расходов на развитие бизнеса. Необходимо выполнить расчет объемов продаж, с учетом всех вариантов развития событий: благоприятного, неблагоприятного и самого пессимистичного. Бюджет должен включать постоянные и переменные затраты на производство товаров или услуг, и все сопутствующие расходы, такие как аренда, заработная плата, налоги, транспортировка, реализация и т. д. При расчетах должна быть разумная детализация и реалистичность оценок.
- Ожидаемые результаты и перспективы. Данный раздел подытоживает предыдущие и описывает целесообразность реализации проекта. Здесь указываются сроки реализации и достижения основных результатов, период окупаемости проекта, источники получения прибыли и эффективность работы предприятия.
- Приложениями к бизнес-плану могут выступать графические материалы, визуализирующие проект, сертификаты, фотографии, схемы и многое другое.
Для того, чтобы документ был составлен правильно, при его подготовке следует придерживаться ряда простых рекомендаций.
Рекомендации для составления бизнес-плана:
- не нагружайте документ большим объемом ненужной информации, все должно быть кратко и по сути;
- всегда помните о конкретике, избегайте расплывчатых формулировок;
- не преувеличивайте финансовые показатели, цифры должны быть максимально реалистичными;
- обосновывайте прогнозируемый доход;
- не приукрашивайте биографии участников проекта;
- избегайте неточного анализа рынка.
Помните, что бизнес-план — это «живой организм», который можно корректировать с учетом изменения текущих планов и стратегий развития.