Привлекают бизнес-проекты для начинающих, которые предполагают минимальные вложения, но не знаете, с чего начать? Задумываетесь об открытии собственного дела? Отказано в получении кредитного продукта? Отсутствуют идеи, где можно получить денежные средства и как найти инвесторов? Вероятно, причина кроется в бизнес-плане.
Это могут быть как проблемы с его написанием, так и с пониманием его целевого предназначения в принципе. При этом трудности могут возникать не только у компетентных, опытных предпринимателей, но и новичков, которые только приступили к ведению коммерческой деятельности. В данной статье мы познакомим Вас с основами составления бизнес-плана, его возможными характеристиками и преимуществами, а также Вы можете скачать подробный бизнес-план на примере салона красоты.
Необходимость создания бизнес-плана для начинающего предпринимателя
При первых шагах на пути к созданию собственного дела мало кто задумывается о составлении бизнес-плана, предпочитая оставить данную задачу на потом. Обычно о нем вспоминают, когда приходится общаться с представителями учреждения банка либо инвесторами относительно получения ссуды на развитие бизнеса. Если вопрос в денежных средствах не стоит остро, бизнес-план плавно уходит на второстепенный план.
Сложившееся мнение – в корне неправильно, поскольку лишает потенциального предпринимателя возможности не только предвидеть перспективы своего проекта, но и вероятные риски, даже если речь идет о выращивании картошки с целью последующей оптовой реализации.
Подобный подход может перечеркнуть все усилия, вложенные в малый бизнес.
Бизнес-план поможет предугадать и рассчитать:
- возможные перспективы/потенциал бизнеса;
- слабые места и упущения;
- стратегические направления для продвижения бизнеса;
- необходимое время и финансовую цену вопроса.
Главное, что уже на первоначальном этапе станет предельно ясно, стоит ли вкладывать капитал и силы в данное дело. Допустить в таком случае ошибку будет маловероятно. Бизнес-проект подскажет наверняка вероятные шансы на успех и получение прибыли, раскроет долгосрочную перспективу развития проекта.
Стоит ли заниматься созданием бизнес-проекта самостоятельно
На практике создание бизнес-проекта многие предприниматели привыкли доверять профильным компаниям, в услуги которых входят подобные инициативы. Неважно, о ком идет речь. Данные мероприятия могут быть характерны как для средних предпринимателей, так и опытных бизнесменов, собственников крупных, активно развивающихся предприятий.
В целом подобный вариант вполне допустимый. Однако по факту Вы получите достаточно объемный материал, расписанный минимум на ста страницах. Как правило, это общая информация, которая не имеет ничего общего с Вашим бизнесом.
Некоторые специфические расчеты действительно можно предоставить экспертам, которые профессионально отнесутся к выполнению задачи и сделают все на высоком уровне.
Тем не менее, никто не может знать достоверно все индивидуальные особенности определенного проекта, кроме человека, который знает его, как говорится, изнутри. Проекты, созданные с привязкой к конкретной компании, как правило, содержат детальную информацию, и могут посоревноваться с шаблонными документами. Только в таком формате, когда задумка в полной мере соответствует реализации, инвестор согласится с жизнеспособностью проекта, и будет рассматривать его в качестве возможного варианта для реализации.
Важно! При составлении бизнес-плана ни в коем случае не стоит приукрашать действительность.
Всегда следует учитывать, что для воплощения проекта в жизнь может потребоваться гораздо больше времени и вложений, чем это отражено на бумаге. Поданный на рассмотрение проект, согласно которому все должно пройти слишком гладко, может вызвать неодобрение инвестора относительно его непосредственного спонсирования.
Пошаговая инструкция составления бизнес-плана
Настоятельно рекомендуется не скачивать готовый бизнес-проект с профильных сайтов, даже если по своему содержанию он отвечает Вашему роду деятельности. Разумеется, Вы можете ознакомиться с несколькими вариантами, проанализировать их, но написать один оригинальный, который можно принять в дальнейшем за основу.
Подготовленный вариант документа должен отвечать на три вопроса:
- Какие я ставлю перед собой цели и задачи для развития собственного дела?
- Каким образом я планирую осуществить задуманное?
- Какие мне необходимы инструменты для реализации?
Если при ответе на данные вопросы возникают сложности, документ еще несколько «сыроват» и требует доработки.
Для бизнес-плана характерны несколько обязательных разделов:
- Титульная часть, которая включает в себя наименование и контактную информацию.
- Вводная часть. Здесь следует представить краткое описание.
- Маркетинговая часть. Анализируется рынок, его влияние на перспективу проекта, возникновение потенциальных рисков. Здесь же следует предусмотреть инструментарий, который будет использован для того, чтобы исправить ситуацию.
- Обзор рынка и конкурентоспособных проектов.
- Исполнители/партнеры проекта.
- Калькуляция затрат/потенциальных доходов.
- Базовая основа и прогноз относительно результатов – для действующих бизнес-проектов.
- Угрозы/риски реализации и варианты их преодоления.
- Источники денежных средств, которые будут использованы на стартовый запуск проекта/развитие/модернизацию.
- Второстепенные документы/приложения, где будет отражена дополнительная информация, необходимая для полного понимания проекта.
В среднем содержание бизнес-плана должно компактно уместиться на 30-40 страницах. Если создается версия, предназначенная для собственного пользования, некоторые моменты можно опустить.
Особое внимание следует уделить введению. Как правило, при первом ознакомлении с проектом инвестор рассматривает в первую очередь данную часть. Несмотря на первостепенность значения, иногда удобно писать введение исключительно в самом конце, когда информация тщательно проанализирована и раскрыта в конкретных фактах и цифрах.
В то же время некоторые эксперты рекомендуют начинать создание бизнес-план непосредственно с введения. Особенно, если речь идет о начинающих предпринимателях, которые только приступают к коммерческой деятельности.
Поскольку введение содержит краткую информацию относительно дальнейшего функционирования всего проекта, на данном этапе можно предугадать возможные риски и потенциал.
Во введении следует отразить:
- вид деятельности, которым начинающий предприниматель планирует заниматься;
- целевая аудитория/потенциальные клиенты;
- стартовый капитал;
- источник денежных средств;
- предполагаемый доход в зависимости от долгосрочности и специфики проекта;
- форма реализации, штат сотрудников, партнеры.
Если это действующий проект, введение корректируется и формируется с учетом существующих показателей.
Разумеется, документ подлежит правке. По ходу использования проекта в него можно вносить изменения, которые были проверены временем и практикой.