Ведение любого бизнеса производится в конкурентной среде. Конкуренция порождает взаимодействие и одновременно борьбу между предприятиями, работающими в одной и той же сфере.
Каждый участник рынка старается обеспечить для себя наиболее выгодные условия работы, чтобы при минимальных затратах получать максимальные результаты.
Конкуренция выполняет сразу несколько важнейших функций:
- определение рыночной стоимости товаров и услуг;
- способствование выравниванию цен на товары и услуги с учетом получаемой прибыли и производственных затрат;
- регулирование распределения денежных средств между компаниями и отраслями.
Экономисты различают такие понятия, как совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция предусматривает ведение деятельности на рынке множеством производителей товаров и услуг.
При несовершенной конкуренции ситуация зачастую противоположная. Как правило, несовершенная конкуренция появляется тогда, когда на рынке не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.
Иными словами, совершенная конкуренция основывается на выполнении предпосылок равновесия, несовершенная — на нарушении этих же предпосылок.
Рассмотрим оба вида конкуренции более подробно.
Особенности совершенной конкуренции
Под совершенной конкуренцией понимается положение рынка, при котором:
- присутствует большое количество независимых производителей и поставщиков;
- участники рынка не могут формировать удобные для себя цены на товары и услуги, поскольку они регулируются покупательским спросом и общим уровнем рыночных предложений;
- ценовой демпинг участников рынка практически невозможен, поскольку снижение стоимости ниже установленной рыночной приводит к нерентабельности бизнеса;
- информация о технологиях производства, возможной прибыли и прочих моментах ведения бизнеса является доступной.
На формирование рынка с совершенной конкуренцией влияют различные факторы.
Основными из них можно назвать:
- отсутствие финансовых и прочих преград для прихода на рынок новых участников;
- отсутствие регулирования цен со стороны законодательных органов;
- высокая покупательская способность граждан.
С учетом всех указанных факторов совершенная конкуренция в истинном виде встречается не так уж и часто, ведь во многих сферах присутствуют определенные барьеры либо законодательное регулирование цен.
Покупательская способность также является нестабильным и относительным понятием.
В то же время, в государстве есть отрасли с конкуренцией, приближенной к совершенной. Такой отраслью, к примеру, является сфера IT-технологий.
Характеристика несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция подразумевает условия, противоположные перечисленным выше. При несовершенной конкуренции определенные участники рынка могут устанавливать желаемые цены на товары и услуги (удобные для себя). Этому способствует низкая насыщенность сегмента или банальная монополия.
Формированию несовершенной конкуренции способствуют следующие факторы:
- регулирование стоимости товаров и услуг со стороны законодательных органов;
- частые случаи демпинга со стороны ведущих участников рынка;
- наличие каких-либо преград для прихода на рынок новых игроков;
- неравномерность доступа участников к рынкам сбыта продукции.
Большинство существующих рынков — это рынки с несовершенной конкуренцией.
При этом различают три вида таких рынков:
- рынки с чистой монополией (контроль над рынком полностью производится одним производителем или одной группой производств);
- рынки с олигополией (большинство рынка контролирует несколько конкретных производителей);
- рынки с монополистической конкуренцией (на рынке множество компаний производят дифференцированную продукцию, которая при этом не является взаимозаменяемой).
Перечень основных отличий
Основные отличия между совершенной и несовершенной конкуренцией приведены в следующей таблице:
Признаки совершенной конкуренции | Признаки несовершенной конкуренции |
Производители не имеют возможности выставлять удобные для себя цены, а руководствуются в этом вопросе действующими законами спроса и предложений | Производители выставляют желаемые цены на товары и услуги, пользуясь своим положением монополиста или низкой насыщенностью сегмента рынка, в котором они работают |
Образовывается вследствие свободной рыночной среды (без вмешательства органов власти в регулирование цен, без препятствий для новых игроков и при наличии платежеспособности граждан) | Появляется в регулируемой рыночной среде (при наличии регулирования цен, препятствий для новых участников рынка). Новые предприятия часто не открываются из-за низкой рентабельности производства |
Демпинг практически исключен из-за того, что цены и так минимальны | Демпинг часто присутствует из-за поведения участников рынка |
Таким образом, поведение того или иного предприятия на рынке напрямую зависит от существующего вида конкуренции.
Предприятие определяет количество производимой продукции и стоимость ее реализации исходя из условий рынка, рыночной стоимости аналогичных товаров и затрат на их изготовление. К примеру, если предприятие в условиях совершенной конкуренции существенно повысит цены на производимую продукцию, оно рискует потерять покупателей, которые будут приобретать аналогичные товары у конкурирующих фирм по более низкой стоимости.
При несовершенной конкуренции, наоборот, компания может поднимать цены на товары, не рискуя остаться без прибыли — покупатели все равно будут их приобретать ввиду отсутствия какой-либо альтернативы.