Представителям бизнеса наверняка известно такое понятие, как оферта. Так называется предложение заключить договор и, соответственно, совершить сделку, адресованное физическому или юридическому лицу (или неограниченному количеству лиц). Сотни таких договоров заключаются компаниями ежедневно. В зависимости от вида соглашения, которое предлагается заключить, оферта может быть обычной и публичной, а в зависимости от вида сделки — устной и письменной.
Основные положения, регулирующие данное понятие, закреплены в Гражданском кодексе (статьи 435-449) и Венской конвенции ООН 1980 года. Гражданский кодекс регулирует порядок осуществления сделок на территории России, а Венская конвенция является правовой базой при заключении соглашений на основании оферт между странами, подписавшими данный документ (в их число входит и РФ).
Какие условия должна содержать оферта
Согласно действующему законодательству, оферта должна соответствовать ряду требований:
- определенность: оферта должна заключать в себе конкретные требования;
- направленность: оферта должна четко формулировать намерения инициатора договорных отношений;
- полнота информации: оферта должна оговаривать все значительные условия договора, который планируется заключить;
- адресность: оферта должна направляться одному или нескольким контрагентам.
Оферта, или предложение о заключении сделки, может быть направлена в форме сообщения, развернутого письма или проекта договора.
В них указываются:
- в сообщении — краткие положения планируемой сделки;
- в развернутом письме предоставляется подробная информация о сделке, которую предлагается заключить;
- в проекте договора оговариваются все детали планируемой сделки.
Необходимо понимать, что коммерческие предложения, письма или сообщения являются офертой тогда, когда в них указано это определение и в содержании соблюдены требования к оформлению оферт. Свободный стиль изложения, отсутствие признаков договора отличают обычные коммерческие предложения от оферт. Если в сообщении указано, что предложение не является офертой, это может означать, что условия соглашения, в том числе стоимость, могут меняться.
В проект договора оферты, как правило, включаются следующие пункты:
- предмет соглашения;
- стоимость товаров или услуг;
- срок выполнения оплаты;
- права, обязанности сторон;
- порядок предъявления сторонами претензий;
- штрафные санкции при нарушении договорных условий и т.д.
Выраженные намерения в виде оферты имеют юридическую силу, вступающую в действие при получении оферты адресатом (лично или по почте).
Отозвать оферту можно только до того, как она будет вручена адресату.
В некоторых случаях на рассмотрение оферты отводится определенный срок, после которого направляется ответ на полученное предложение и в случае согласия контрагента заключается соответствующий договор (чтобы заключить соглашение на основании оферты, ее необходимо акцептовать). При этом инициатор сделки уже не может менять условия соглашения, и должен выполнить в полном объеме все взятые на себя обязательства. Для контрагента это условие является преимуществом и дополнительной защитой его прав.
В случае отказа от предлагаемой сделки необходимо отправить ответ ее инициатору. Это является требованием делового этикета. Отказ будет означать, что сделка является несостоявшейся. Если между двумя сторонами возникают расхождения по отдельным пунктам, в ответе на оферту высказываются замечания и вносятся предложения. Переговоры в таком случае продолжаются до заключения договора.
Виды оферт в соответствии с целевой аудиторией
Виды оферт различают в соответствии с целевой аудиторией.
Твердая оферта
Если оферта направляется одному лицу, в ней должны быть установлены сроки предоставления товаров или услуг, а также указан период, в течение которого должен быть получен ответ от адресата. Чем короче период действия оферты, тем, как правило, выше спрос на предлагаемые товары или услуги. Если согласие не получено в течение указанного времени, предложение может быть направлено другому потенциальному клиенту.
Свободная оферта
Если оферта направляется нескольким лицам одновременно, в ней должно быть высказано предложение о начале переговоров. Период действия такой оферты, как правило, не ограничен.
Публичная оферта
Если оферта имеет неограниченное количество адресатов, она называется публичной офертой, в ней указываются основные договорные условия и намерения их выполнения.
Публичную оферту иногда путают с рекламой, однако это является заблуждением, поскольку реклама не содержит четких условий для заключения сделки.
Примером публичной оферты может быть договор о предоставлении услуг интернета и ТВ или кредитный договор. Так, некоторые банки размещают на своих сайтах предложения по использованию кредитных продуктов с указанием условий договора и отметкой о том, что данное предложение является офертой, а заполнение заявки клиентом является акцептом.
Безотзывная оферта
Такой вид оферты предполагает, что направленное предложение не отзывается до момента, когда оно станет невозможным (к примеру, в случае выкупа всего товара, который был в наличии). В большинстве случаев такая оферта является бессрочной и направляется всем желающим. Условия оферты при этом являются фиксированными и не меняются.
При заключении международных сделок необходимо учитывать вопросы, связанные с налоговым и таможенным законодательством.
Таким образом, простыми словами, оферта — это предложение заключить договор. Оферта делает проще порядок заключения соглашений, что особенно важно, если стороны соглашений находятся на большом расстоянии (к примеру, в разных странах).