Важнейшей составляющей рынка ценных бумаг является первичный рынок. Именно на нем размещаются первоначальные и повторные выпуски ценных бумаг, в первый раз распределяемые между инвесторами. Первичный рынок во многом определяет развитие всего рынка ценных бумаг и его масштабы. Его еще называют внебиржевым, и в отличие от вторичного (фондового) рынка, он не имеет определенного места и периода торговли.
Любая ценная бумага, приобретенная на первичном рынке, может быть перепродана держателем, но уже на вторичном рынке, то есть первичный рынок на этом выполнил свою роль, а все последующие действия осуществляются уже на фондовом рынке. Вкладывая средства в ценные бумаги на данном рынке, инвестор выигрывает дважды: он не только получает дивиденды по ценным бумагам, но и имеет возможность их перепродажи на вторичном рынке по более выгодной цене — ведь рыночная стоимость большинства ценных бумаг со временем возрастает.
Ключевые участники
Основными участниками указанного рынка являются эмитенты ценных бумаг (предприятия, организации, корпорации, органы власти, нуждающиеся в дополнительном финансировании и увеличении оборотных средств) и инвесторы, непосредственно приобретающие ценные бумаги.
Инвесторами на внебиржевом рынке могут выступать любые частные (физические) и юридические лица.
Кроме эмитентов и инвесторов, неотъемлемыми участникам данного рынка являются посредники, которые участвуют в процессе эмиссии, размещения и распространения ценных бумаг. Посредниками в этом случае могут выступать банковские учреждения, брокерские и дилерские компании и другие финансово-кредитные организации.
Основные задачи первичного рынка ценных бумаг
Указанный рынок ценных бумаг реализовывает ряд важнейших задач.
К основным из них можно отнести:
- привлечение денежных средств для решения финансовых вопросов;
- активизация всего финансового рынка;
- уменьшение скорости инфляции.
Первичный рынок организовывает выпуск, размещение и учет ценных бумаг, поддерживает баланс спроса и предложений. Сложно переоценить значение этих действий для экономики страны.
Первичный рынок не только аккумулирует финансовые средства, он способствует их эффективному распределению по сферам и отраслям.
Являясь фактическим регулятором рыночной экономики страны, он во многом определяет объемы накоплений и инвестиций.
Принцип размещения ценных бумаг на первичном рынке
На первичном рынке могут размещаться эмиссионные ценные бумаги, которыми являются акции и облигации.
Обязательными этапами их выпуска и последующего размещения являются следующие действия:
- принятие решения о выпуске и размещении;
- утверждение решения и подготовка к выпуску и размещению;
- регистрация в госоргане;
- размещение акций или облигаций на внебиржевом рынке.
Регистрацию в госорганах проходят все ценные бумаги, поскольку государство осуществляет жесткий контроль за их выпуском и оборотом. Всем выпускам ценных бумаг присваиваются номера, без которых выпуск бумаг может быть признан несостоявшимся.
Для размещения акций или облигаций на внебиржевом рынке необходимо открыть всю информацию, которая нужна инвесторам для принятия решения о вложении средств (сведения об эмитенте, стоимость, срок погашения, купонная ставка и т. д.).
Размещение ценных бумаг выполняется в форме распределения (распределения дополнительных бумаг компании среди их владельцев), подписки либо конвертации (обмена на другие акции или облигации).
Порядок продвижения ценных бумаг на первичном рынке
Продвижение ценных бумаг на внебиржевом рынке осуществляется несколькими способами:
- путем прямого приглашения компаний — эмитент напрямую предлагает потенциальным инвесторам вложить средства в свои акции или облигации, при этом все формальности ложатся на эмитента;
- путем предложения к продаже — эмитенты обращаются к банковским учреждениям и брокерским организациям, которые покупают ценные бумаги, а затем занимаются их распространением;
- путем тендерного предложения — инвестор получает предложение поучаствовать в конкурсе, в результате которого бумаги можно будет приобрести по минимальной цене;
- путем частного предложения — распространение ценных бумаг происходит непублично, среди определенного ограниченного круга лиц.
Таким образом, распространение ценных бумаг может быть публичным и непубличным, соотношение этих предложений зависит от экономической ситуации, типа предприятий, особенностей финансирования и от многих других факторов.