Рынок ценных бумаг — это целая индустрия капитала, практически не имеющая ограничений по своим размерам и разнообразию. Если Вы только начинаете работать с рынком ценных бумаг с целью инвестирования, то наверняка можете запутаться во всем многообразии определений, терминологий и классификаций, которые наполняют инвестиционные порталы и библиотеки. Чтобы не допустить «каши в голове» и не застрять навсегда на этапе изучения теории, все эти знания нужно свести к нескольким важным постулатам. Одним из них есть систематизация ценных бумаг.
Инвестору и трейдеру необходимо иметь полную информацию о происхождении и правовом статусе ценной бумаги. Эти два фактора непосредственно связаны с ликвидностью акций и облигаций. А она, в свою очередь, связана с терминами «эмитент» и «эмиссия».
Что такое эмиссионная ценная бумага
Эмиссионную ценную бумагу нужно воспринимать как эквивалент стоимости товара или услуги на основе договора между субъектами, использующими этот актив в своем деловом обороте.
Следовательно, понятие договора является основным стержнем сути финансового актива. Стоимость ценной бумаги обусловливается доверием к компании-эмитенту или государству.
Приведем примеры. Компания только вышла на рынок, выпустив ценные бумаги. Фирма еще не известна ни трейдерам, ни инвесторам. Цена акций будет минимальной. Другой пример — финансовый актив выпущен правительством США. Такой актив будет очень востребованным, и обязательно принесет прибыль своему владельцу.
Чем же отличаются эмиссионные документы от прочих финансовых инструментов?
Эмиссионные бумаги имеют конкретные характеристики:
- высокую степень формализованности процедур эмиссии и государственной регистрации;
- серийность выпуска;
- два способа эмиссии: с помощью размещения активов на фондовом рынке или через подписку с помощью кредитных организаций;
- две формы выпуска — документарную и бездокументарную, примером второго типа бумаг являются фьючерсные контракты и опционы;
- свободу оборота — активы могут обращаться как на бирже, так и вне ее.
Какие существуют виды
В экономической теории принято выделять такие типы эмиссионных бумаг:
- акции публичных фирм, прошедшие эмиссионный процесс и продающиеся на фондовой бирже и (или) в процессе обыкновенного торгового оборота;
- корпоративные долговые обязательства — к данному типу бумаг относятся преимущественно облигации и некоторые векселя;
- долговые документы, выпущенные государственными и местными инстанциями. Цель таких финансовых инструментов состоит в вовлечении денег инвесторов для осуществления проектов, имеющих общественное значение;
- производные ценные бумаги — к ним имеют отношение так называемые «ордерные» экономические инструменты, фьючерсы и опционы. Этот вид активов нужен для обеспечения безопасности торговых операций;
- определенные типы векселей. Обычно вексель — это неэмиссионная ценная бумага, однако из этого правила есть исключения. Так, большие пакеты векселей выпускают банки с целью погашения своих обязательств.
Что такое эмиссия и каков порядок ее проведения
Законодательством РФ предусмотрена четкая процедура размещения эмиссионных финансовых активов:
- на общем собрании акционеров фирмы принимается решение о выпуске акций, подготавливается официальный документ — проспект эмиссии;
- проспект проходит государственную проверку и регистрацию;
- андеррайтинг, IPO — непосредственно эмиссионный процесс, от составления списка инвесторов до размещения акций.
Весь процесс размещения акций компании обязательно должен пройти регистрацию государством.
Данный фактор является определяющим при определении ликвидности финансового инструмента, а значит, и доверия к ценной бумаге.
Эмиссионные бумаги в умелых руках — это высокоэффективные инструменты приумножения капитала. Новичку нужно научиться разбираться в качестве финансовых инструментов, и использовать только самые надежные из них.