Подготовка бизнес-плана для интернет-магазина является первоначальным этапом, своеобразной фундаментальной основой, на которой будет строиться весь дальнейший бизнес. Рекомендуем рассмотреть по пунктам данное руководство к действию, чтобы получить четкое представление о потенциальной коммерческой деятельности, которой Вам предстоит заниматься ближайшие годы. Если Вы до сих пор не определились с тематикой интернет-магазина, данная статья поможет разобраться с конкретикой и, возможно, станет универсальным помощником.
Важные шаги на пути к собственному бизнесу
Интернет-магазин — это необычный бизнес, который требует особого подхода.
Предлагаем выделить следующие ключевые пункты:
- Определение тематики направления/маркетинговое исследование.
- Составление производственного плана: поставки/сервис.
- Работа с финансовым планом: инвестиции/окупаемость, прочее.
Основные моменты создания бизнес-плана:
- Сбор, анализ информации и выбор определенной ниши.
- Создание маркетингового плана относительно внедрения и развития.
- Позиционирование/описание категорий товара.
- Составление организационного плана, согласно которому будет проходить создание проекта.
- Финансовый расчет.
- Выводы/аналитика результатов проекта.
Далее мы подробно рассмотрим каждый из пунктов предполагаемого интернет-магазина, в котором будет реализовываться определенный товар. Первоначально рекомендуем ознакомиться с информацией целиком, чтобы в дальнейшем было намного проще воспринимать отдельные моменты и анализировать их.
Определяемся с выбором ниши
С данной задачи начинается разработка каждой бизнес-идеи. Здесь следует максимально раскрыть портрет потенциального клиента, для которого будет предназначена реализуемая продукция. Сюда входит пол, возрастная категория, существующий доход, возможные интересы, прочее. Образная картинка поможет разобраться в потребностях целевой аудитории. Определиться с выбором идеи — несложно. Трудности, как правило, возникают с пониманием, кому можно предложить для реализации данную продукцию.
Немаловажно иметь в своем распоряжении актуальную информацию относительно выбранной ниши. Речь идет, прежде всего, о популярности и конкурентоспособности в данном сегменте. В этих целях целесообразно использовать поисковый сервис Яндекса, в частности, Wordstat.yandex (точка) ru. Указав наименование товара, можно получить четкое представление о приблизительном порядке запросов пользователей в месяц.
В выдаче поисковых систем представлены конкурентные сайты в виде топовой десятки согласно целевым запросам.
Ознакомившись с посещаемостью, представленной номенклатурой товаров и другими показателями, можно сделать вывод относительно раскрученности ресурсов, их потенциала завоевать интернет-рынок. Идеальный вариант — обратиться к seo-специалисту за профессиональным аудитом, который буквально разложит по полочкам интересующий Вас сайт конкурента и расскажет о перспективах конкретного товара.
Маркетинговый план, выбор стратегии
Основные моменты для осваивания:
- Стратегия развития/позиционирование.
- Сбыт/возможные каналы реализации.
- Раскрутка и продвижение в сети интернет.
Маркетинговый план предполагает создание стратегии развития будущего интернет-магазина на рынке услуг.
Здесь достаточно важно определиться с долгосрочным прогнозом, распланировать будущие расходы, связанные с рекламной деятельностью и продвижением, минимум на годовой период.
Стратегия подразумевает выбор основной концепции развития магазина, его позиционирование на интернет-рынке. Перед Вами будет стоять задача создания не типового интернет-магазина, а продукта, который с уверенностью сможет составить конкуренцию другим сервисам, отличаясь от них максимально быстрой доставкой, доступными способами оплаты, привлекательным интерфейсом, прочими моментами.
Следует понимать, что предложенный сервис является частью маркетингового плана, посредством анализа которого становится ясным, чего не хватает и что нужно дополнить на данном рынке в плане обслуживания.
Далее необходимо решить вопрос с каналами, по которым будут привлекаться будущие клиенты. Безусловно, основным источником будет выступать интернет. В частности, речь идет о поисковых системах. Здесь наиболее дешевый трафик, если считать в среднем по всему рынку. Что касается раскрутки, то здесь идеальным вариантом может стать контекстная реклама, которая будет запущена со дня запуска интернет-магазина.
Организационный план, перечень основных моментов, разъяснение
Организационный план включает в себя предварительную проработку всех моментов по созданию и старту бизнеса:
- Создание ресурса магазина.
- Взаимодействие с поставщиками.
- Организация офиса/склада/службы доставки.
- Набор в штат сотрудников.
- Рекламная деятельность, направленная на продвижение сайта.
Статья расходов, которая предусмотрена для создания сайта, как правило, наиболее затратная.
Здесь мы рекомендуем не экономить, поскольку создаваемая внешняя оболочка сайта является презентацией Вашего основного бизнеса, и первое впечатление станет основополагающем в его дальнейшем успехе.
Создание сайта лучше всего доверить профессионалам. Стоимость их услуг варьируется, начальная ставка — порядка тысячи долларов. Кроме разовых затрат, следует позаботиться о других, не менее важных моментах. Прежде всего, это работа копирайтера по наполнению сайта, оплата услуг которого также должна быть отражена в бизнес-плане.
Сотрудничество с поставщиками и налаживание контактов — немаловажная часть реализации плана. Об их максимальном количестве стоит побеспокоиться заранее, поскольку не все из них будут готовы с Вами сотрудничать на постоянной основе. Всегда нужно быть готовым к непредвиденным обстоятельствам.
Офис в данном случае не является обязательным элементом.
Обычно острая необходимость в нем встает при активном развитии бизнеса, когда управлять им становится невозможно без поддержки менеджеров, программистов, прочих сотрудников. В то же время, даже небольшому магазину необходимо помещение, где будет организован производственный процесс, а также упаковка товара.
Наличие склада следует обеспечить в зависимости от особенностей работы с поставщиками. Выкупать товар можно постепенно, по мере поступления заказов клиента, т. е. когда обороты торговли и, соответственно, потребность в складском помещении еще достаточно малы. Обязательным пунктом расходов в бизнес-плане данный пункт может стать при федеральном либо всемирном проекте, основным направлением которого являются оптовые продажи.
Услуги службы доставки, как правило, не бесплатны. Обойтись без включения их оплаты в стартовый капитал можно только в том случае, если это маленький интернет-шоп, с объемами которого может справиться рядовой сотрудник, отправляя заказы исключительно по почте. В противном случае на первом месте стоит предоставление выбора клиентам относительно способов получения товара.
Расходы на персонал зависят от потенциальных оборотов и количества посетителей в сутки. Произвести калькуляцию можно на основе ранее установленных способов привлечения клиентов рекламного характера. Заказы, разумеется, можно принимать через интернет, но миновать наличие служебного телефонного аппарата для приема звонков заинтересованных покупателей очень сложно. Таким образом, минимальный штат сотрудников складывается из оператора колл-центра, менеджеров приема и отправки заказов, а также бухгалтера, рабочий день которого может быть неполным.
Рекламная деятельность подразумевает открытие еще одной вакансии — менеджера по продвижению сайта. На начальном этапе данную работу можно доверить профильным фирмам. С увеличением номенклатуры продукции и ростом развития интернет-магазина вполне вероятно, что придется все-таки взять на работу собственного специалиста, оплата услуг которого должна быть обязательно отражена в бизнес-плане.
Финансовый план, предполагаемые расчеты
Расчеты вложений и потенциальной прибыли интернет-магазина — главный пункт, на который обращают внимание учреждения банка и инвесторы. Трудности могут возникнуть при прогнозировании дохода, который будет получен в результате успешной деятельности по реализации проекта. Представитель банка не только захочет ознакомиться с данной цифрой, но и получить существенное обоснование.
Для наглядности следует разложить по пунктам:
- Предполагаемые инвестиции/сроки оккупации.
- Поэтапные организационные расходы.
- Прогноз по реализации продукции.
- Рентабельность проекта.
Из данного перечня гарантированно можно указать только расходы будущего предпринимателя. Ценовая политика, как правило, зависит от категории потенциальных клиентов, наличия предлагаемых товаров, программы скидок, прочее. Располагая информацией о месячном количестве продаж и показателях текущих расходов, можно оценить свой вероятный доход.
О результатах проекта
Важным преимуществом магазина, который осуществляет коммерческую деятельность посредством интернета, является значительно меньшая стоимость его организации, если сравнивать данный показатель с таковым действующего розничного магазина. Поэтому итоговые суммы не должны пугать Вас заранее количеством нолей.
Для успешного ведения данного рода бизнеса обязательна постоянная аналитика не только всего рынка, но и конкретно деятельности Вашего магазина. Следует регулярно отслеживать пользующиеся спросом товары, проводить массовые опросы относительно качества обслуживания и удобства пользования ресурсом, прочее.
В любом случае, стоит начать организацию собственного дела с создания бизнес-плана, пусть не такого обширного, но вполне понятного Вам. Даже с небольшим проектом можно выгодно выделяться среди тех, кто работает на интернет-рынке параллельно с Вами, полагаясь исключительно на госпожу Удачу.