Микроэкономика — это раздел экономической науки, который занимается изучением поведения экономических агентов, фирм и домохозяйств в процессе производства, распределения, потребления и обмена благ.
Сферой интересов микроэкономики является теоретическое обоснование экономических решений на низшем уровне: как люди принимают решение о покупке товаров и услуг, как на выбор людей влияют их доходы и цены, каким образом компании регулируют число сотрудников, как рабочие решают, где именно и сколько работать и т. д.
Предмет микроэкономики
Предметом изучения экономической науки является проблема сочетания ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.
Потребитель располагает ограниченным доходом, поэтому априори не может иметь все необходимые услуги и товары. Компании вынуждены выделять главные направления в своей деятельности, отказываясь от менее важных и прибыльных проектов. Также и государство ограничивает сферу своей социальной политики определенными строгими рамками — если помогать всем, то никакого бюджета не хватит.
Ограниченность ресурсов неразрывно связана с так называемой проблемой экономического выбора. Человек, фирма, общество, государство непрерывно сталкиваются с перечнем вопросов.
Вопросы следующие:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
Ответ на первый вопрос предполагает маркетинговое исследование рынка. Какие продукты и услуги будут пользоваться спросом, а какие нет? Ответ на второй вопрос связан с выбором конкретной технологии производства. И, наконец, для ответа на третий вопрос нужно изучить свою аудиторию: определенные товары подходят исключительно для определенного пола, возрастной группы и т. д.
В различных экономических системах ответ на три вышеприведенных вопроса формируется по-разному. К примеру, в традиционной экономике все вопросы решаются на основе сформировавшихся традиций. Основной командной экономики является государственная собственность и ответственность. Именно поэтому ответом на вопросы: что? как? и для кого? занимаются госслужащие.
Соответственно, в рыночной экономике все проблемы решаются на основе экономических законов.
Методология микроэкономического анализа
В микроэкономике используются общие и частные методы. Общие методы — это анализ и синтез, дедукция, индукция, аналогия, абстракция.
Частные методы:
- Методы статистики — корреляция и регрессия. С помощью корреляции определяют, как одна величина зависит от другой. Регрессия занимается изучением того, как факторы влияют на результат.
- Моделирование экономических явлений с помощью математики — неравенств, уравнений и т. д.
- Предельный анализ — дает ответ на вопрос, как одни величины меняются при изменении других.
- Функциональный анализ (строит функциональные зависимости).
- Равновесный анализ. Его суть заключается в том, что на рынке существует определенное «равновесное» состояние, различные параметры и показатели всегда к нему стремятся.
Понятия микроэкономики
Основными понятиями микроэкономики являются:
- экономические потребности;
- экономические блага;
- экономический выбор;
- альтернативные затраты;
- производственные возможности;
- кривая производственных возможностей.
Экономическими потребностями называют внутренние мотивы, которые побуждают человека к осуществлению хозяйственной деятельности.
Существуют первичные и вторичные потребности. Первичные — это сон, еда, одежда и т. д. Вторичные — досуг, необходимость в карьерном росте, общественном признании и т. д.
Экономические блага — это средства, которые удовлетворяют потребности.
Блага могут быть:
- взаимозаменяемыми (называются еще субституты) — кофе или чай, кино или театр, автобус или поезд;
- взаимодополняемыми (комплиментарными): компьютер — мышка; мобильный телефон — наушники.
Кроме того, блага могут быть настоящими и будущими, прямыми и косвенными, долговременными и недолговременными.
Экономический выбор — это избрание одной из множества альтернатив, при которой человек получает максимум благ при наименьших затратах. Альтернативные затраты — это затраты, которыми нужно пренебречь ради иных затрат.
Производственными возможностями называются возможности всего общества по созданию благ при условии эффективного использования имеющихся ресурсов. Кривая производственных возможностей показывает имеющиеся альтернативы при стопроцентном использовании потенциала компании.
Спрос и предложение — два «кита» экономики
Центральными понятиями экономики являются спрос и предложение. Микроэкономика изучает ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение. К примеру, ожидание увеличения цены сильно увеличивает спрос, а увеличение количества налогов уменьшает предложение. При определенной (равновесной) цене спрос полностью уравновешивает предложение. Такая цена носит название равновесной.