Обязательным элементом ипотечного кредитования является закладная. Это нотариально заверенный документ, основным содержанием которого являются важнейшие положения кредитного договора, а также параметры залогового имущества. Согласно классификации документов, закладную относят к ценным бумагам, поскольку ее владелец обладает правом перезалога/перепродажи другому юридическому лицу. Как оформить закладную, какие для этого нужны документы, рассмотрим подробнее в данной статье.
Гарантии интересов: что подразумевает для банка закладная
Необходимость оформления данного документа состоит в том, что без его наличия кредитная организация не сможет в последующем перепродать Вашу задолженность.
Согласно законодательству, каждый ипотечный договор предполагает для кредитора получение прибыли в виде процентов, выплачиваемых заемщиком. Если сделка становится нерентабельной, кредитор вправе не только перепродать закладную, но и выпустить целую серию ценных бумаг на ее основе.
Другими словами, банк страхует себя, предоставляя клиенту ипотеку. Эмиссионные ценные бумаги — это условное разделение задолженности на несколько равных частей, которые могут быть проданы в целях возмещения вложенных кредитором средств.
Кроме того, допускается переуступка прав, а также обмен залоговыми объектами с договорной доплатой.
В качестве юридического лица, осуществляющего покупку закладной, может выступать:
- Любое другое банковское учреждение, чьи подразделения работают в пределах страны.
- Международная кредитная организация.
- Банк мирового значения.
- Офшорный фонд.
В то же время, допускается возможность получения ипотеки без оформления закладной. Это рискованный вариант для банковского учреждения, который редко применяется на практике. Ведь для банка это означает долгое время ожидания получения вложенного капитала обратно, когда кредитные обязательства клиента будут выполнены в полном объеме.
Важно! Данный вид документа хранится в единственном экземпляре у заимодателя.
Закладная теряет срок своего действия по закрытию задолженности клиентом. При перепродаже/перезалоге закладной кредитор в обязательном порядке должен уведомить вторую сторону. При этом условия сделки остаются неизменными. Заемщик не имеет права выражать свое несогласие в таком случае.
На сегодняшний день ипотечный кредитный продукт выдается на приобретение недвижимости/транспортного средства. Достаточно интересным объектом договора может выступать космический объект/его часть. Однако получить одобрение кредитора в данном случае будет непросто.
Перечень необходимых документов:
- Паспорт/регистрация.
- Свидетельство о браке/о разводе.
- Оценка рыночной стоимости жилья.
- Кадастровый паспорт.
- Акт приема/передачи жилья.
- Разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Оформление закладной, основные особенности
Рассмотрим оформление закладной на примере сотрудничества со Сбербанком. В данном случае процесс приобретения объекта недвижимости в ипотеку предполагает определенную последовательность действий.
Алгоритм действий:
- Предварительное согласование с компанией-застройщиком дальнейших действий относительно передаваемого в собственность жилья, заключение договора купли-продажи.
- Сбор и подача необходимого пакета документов на получение ипотеки в учреждение банка.
- Заключение кредитного договора.
- Оценка стоимости жилья профильными специалистами.
- Оформление закладной (скачать образец) в банке.
Если клиент хочет прибегнуть к услугам другого банка, порядок юридических тонкостей будет аналогичным.
Закладная обычно содержит:
- Общие сведения о физическом/юридическом лице.
- Информацию о залоговом имуществе/оценочную стоимость.
- Данные об обязательствах, обеспеченных ипотекой.
- Условия кредитования.
- Подтверждающие сведения относительно принадлежности предмета ипотеки залогодателю.
- Место/время нотариального заверения договора.
- Дату составления документа/номер.
Утеря закладной, дальнейшие действия
До завершения выплат по кредитному продукту заемщиком закладная находится на хранении в банковском учреждении. Ее обязательное возвращение клиенту становится возможным исключительно после выполнения им кредитных обязательств. Об этом свидетельствует соответствующая запись на закладной, официальная печать банка-кредитора и подпись доверенного лица.
Завершающий этап закрытия ипотеки предполагает посещение заемщиком органа, который осуществляет официальную регистрацию прав собственности на недвижимость, и внесение записи о завершении кредитных обязательств. С этого момента кредитор не может больше выставлять претензии к заемщику.
Данная регистрационная услуга, как правило, является платной. Стоимость госпошлины варьируется в пределах от 1 до 4 тысяч рублей, в зависимости категории заемщика (частное лицо/организация).
В случае утери закладной все дальнейшие действия, равно как и денежные расходы, связанные с созданием дубликата, ложатся исключительно на плечи банковского учреждения.
То есть повторной необходимости оплаты госпошлины в таком случае не должно возникать. Заемщик только подписывает уже готовый документ. Вопрос по восстановлению документа должен быть решен кредитной организацией в кратчайшие сроки.
Учитывая невозможность односторонних поправок, важно в таком случае прибегнуть к помощи юристов, чтобы убедиться в подлинности подписываемой бумаги. При наличии расхождений в закладной и ипотечном договоре правильной будет признана информация, представленная в первом случае. Поэтому рекомендуется внимательно читать содержание документа.