Деятельность федеральной службы судебных приставов регламентируется законодательной базой, а значит должна всегда находиться под неусыпным контролем со стороны вышестоящих органов.
При обнаружении спорных вопросов, неправомерности действий сотрудников ФССП либо их бездействия в обязательном порядке следует начинать процедуру оспаривания. Это позволит не только защитить свои права и отстоять интересы, но и привести к общему знаменателю слаженную работу всех работников службы.
Как правильно составить жалобу и куда следует подавать документ, подробно рассмотрим в данной статье.
Судебный пристав и его инструменты воздействия на должника
В качестве итогового результата работы судебного пристава по принятию правомерных мер относительно взыскания задолженности с ответчика следует рассматривать удовлетворение требований, изложенных в исполнительном листе. Согласно законодательству, чтобы реализовать данные требования, приставу отводится два месяца. Однако на практике этот срок может подвергаться приостановке, отложению, перенесению либо продлению в зависимости от каждого конкретного случая.
Судебный пристав имеет право:
- на информационный запрос, который касается материального положения должника, его ценных бумаг и имущества, находящегося в собственности;
- на наложение ареста на банковский счет должника;
- на реализацию совокупных действий по розыску должника, определению его местонахождения. В целях повышения результативности розыскных мероприятий пристав может привлекать сотрудников правоохранительных органов.
Взаимодействие с приставом, его влияние на результат
Согласно ст. 50 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскатель может наблюдать за продвижением работы относительно его дела. В таком случае юристы рекомендуют не ограничиваться лишь представленными приставом материалами. На конечный результат может повлиять взаимодействие с приставом, оказание ему помощи в поиске должника и информирование о его возможном местонахождении, если взыскатель обладает такими сведениями.
Однако если сотрудник ФССП не проявляет должной заинтересованности делом, работает не в полную силу и допускает нарушения, взыскатель может обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию.
Действия пристава, которые могут подлежать обжалованию
Приступая к составлению жалобы, следует еще раз обдумать потенциальные претензии к судебному приставу, которые могли бы с полным правом считаться как неправомерные и подлежащие оспариванию.
Обжалованию могут подлежать:
- бездействие сотрудника ФССП;
- отказ в рассмотрении материалов поступившего дела, который не имеет под собой существенных оснований;
- истечение срока либо намеренно заниженный темп рассмотрения исполнительного производства;
- применение в деятельности пристава способа, нарушающего интересы граждан;
- низкая результативность либо выполнение исполнительного производства в неполном объеме;
- применение на первоначальном этапе принудительных мер вместо предоставления возможности должнику добровольно выполнить свои обязательства;
- постановление о взыскании исполнительского сбора/возбуждении исполнительного производства;
- незаконные действия относительно оценки, наложения ареста, изъятия и реализации имущества должника;
- иные действия, которые могут ущемлять права участников исполнительного производства.
Для того чтобы убедиться в том, что судебный пристав действительно выходит за рамки своих служебных полномочий, прежде всего необходимо ознакомиться с законодательной базой, которая регулирует деятельность Федеральной службы судебных приставов. В частности, речь идет о Федеральных законах «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ и «О судебных приставах» №34-ФЗ.
Составление жалобы и ее содержание
Жалоба составляется в произвольной письменной форме и заверяется подписью заявителя.
Обязательно указание следующих сведений:
- ФИО, должность сотрудника ФССП, неправомерные действия которого будут подвергаться оспариванию;
- аргументированные основания для подачи жалобы со ссылкой на действующее законодательство;
- подробное изложение обстоятельств дела, датирование фактов;
- непосредственно предмет жалобы — бездействие/неправомерные действия/постановление суда;
- реквизиты подающего жалобу, ФИО, место проживания, контактные данные.
Использование приложений к жалобе не является обязательным, однако в случае их наличия может рассматриваться вышестоящим органом в качестве вспомогательной базы для создания общей картины дела.
Подача жалобы должностному лицу согласно порядку подчиненности
Намереваясь выступить с жалобой, необходимо руководствоваться порядком, который определяет первоочередность действий при ее подаче.
- Первая жалоба должна быть адресована на имя старшего судебного пристава.
- Если это не повлияло на продвижение дела, жалоба подается должностному лицу в порядке его подчиненности — заместителю старшего судебного пристава/заместителю главного судебного пристава субъекта РФ/главному судебному приставу субъекта РФ / заместителю главного судебного пристава РФ/главному судебному приставу РФ.
- При этом всегда можно подать жалобу в суд, отделение прокуратуры по месту жительства и администрацию президента.
Направить жалобу можно заказным письмом с описью вложения и уведомлением, оставив обращение на сайте ФССП либо лично обратившись в канцелярию организации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти дней со дня ее получения должностным лицом.