Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 350-63-28Москва +7 (812) 309-27-64Санкт-Петербург
Главная / Инвестиции и заработок / Стартап-проекты: признаки, этапы реализации и успешные примеры

Стартап-проекты: признаки, этапы реализации и успешные примеры

Стартап – это общее определение, которым характеризуются новосозданные фирмы, компании и проекты, отличающиеся уникальными инновационными идеями и продуктами. Стартапы создаются на средства инвесторов, которые идут на большой риск, вкладывая деньги в новые проекты, поскольку только определенная их часть в перспективе приносит высокую прибыль.

В переводе с английского стартап означает «начало», «старт». Но не каждый реализованный проект можно назвать стартапом – под это определение подпадает лишь часть развивающихся с нуля производств.

Стартап предусматривает разработку нового продукта, который ранее не существовал.

Многие ошибочно считают, что стартапы создаются исключительно в сфере IT, однако это не так. Так, в США и во многих европейских странах стартапы появляются в сферах финансов, здравоохранения, медицинского оборудования, телекоммуникаций, потребления услуг и во многих других отраслях.

Таким образом, стартап может быть реализован в любой сфере – главное, чтобы он предусматривал абсолютно новый подход к решению задач, предлагал инновационный продукт, не имеющий аналогов.

Обычные бизнес-проекты, предусматривающие выполнение стандартных проверенных шагов, как правило, хорошо предсказуемы. Стартапы, в отличие от них, имеют неопределенное будущее. Каждая новая идея должна найти свою тропинку и свою уникальную аудиторию.

История появления

Первые стартапы появились достаточно давно. Упоминание о них датируется еще 1939-м годом. Тогда в США, неподалеку от Сан-Франциско (города, выступающего центром развития инновационных технологий) выпускники Стэндфордского университета воплотили в жизнь свою идею, которую назвали стартапом. Этими выпускниками были Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт.

Проект, который они разработали, успешно функционирует и сегодня в виде огромной компании, производящей компьютеры, ноутбуки, другую технику и программное обеспечение. Компания работает под брендом НР. В названии использованы инициалы ее создателей (Хьюлетт-Паккард).

Активное развитие стартапов произошло намного позже – в 90-е годы ХХ века. Конец 1990-х – начало 2000-х годов можно назвать временем активного развития стартапов. В этот период появилось множество новых компаний и проектов в сфере IT.

На сегодняшний день рамки внедрения стартапов значительно расширились на другие отрасли. Инновационные проекты реализуются в области предпринимательства, научных и социальных исследований, а также во многих других сферах.

Кроме того, сегодня появилось много программ по поддержке стартапов, в том числе, предусматривающих бюджетное финансирование. Ранее стартаперы рассчитывали преимущественно на собственные средства или деньги инвесторов, которые поддерживали новые идеи и проекты.

Характеристика стартапов

Каждому стартапу присущи определенные характеристики, такие как:

  • инновационная или оригинальная идея;
  • решение при помощи проекта определенной важной проблемы (к примеру, коммерческой, научной или социальной);
  • использование нестандартных подходов в сфере управления проектом;
  • гибкость идеи (идея стартапа может меняться с течением времени).

Стартапы никогда не копируют известные и успешно действующие проекты. Кроме того, они предполагают быстрый рост. На первом этапе проект воплощается в жизнь благодаря энтузиазму разработчиков, далее – благодаря средствам инвесторов.

Создателями стартапов выступают преимущественно молодые люди. Средний возраст основателей инновационных проектов – от 25-ти до 34-х лет.

Еще одна общая черта многих стартапов – невысокие шансы на успех. Статистика свидетельствует о том, что только порядка 30% стартапов оказываются жизнеспособными в течение первого года существования. На второй год работы этот показатель еще меньше – он составляет всего 15-20%.

От идей – до воплощения

Не все проекты преследуют исключительно коммерческие цели. Некоторые проекты представляют научный или информационный интерес.

Показателем успешности и востребованности стартапа является готовность инвесторов вкладывать в него деньги.

Создание любого стартапа начинается с разработки прототипа, который поэтапно развивается, трансформируется и масштабируется. Финальным этапом является продажа продукта крупной компании либо самостоятельное ведение бизнеса.

В целом любой проект с момента возникновения идеи до ее воплощения проходит несколько этапов.

Это:

  • этап зарождения идеи, в основе которой лежит разработка какого-либо инновационного продукта (этап включает в себя формирование команды единомышленников, разработку ориентировочного плана реализации проекта, проработку вариантов поиска инвесторов);
  • этап становления стартапа (этап предусматривает активное изучение рынка, составление подробного плана действий, выполнение подготовительных работ);
  • этап создания прототипа (рабочей модели проекта);
  • этап создания альфа-версии продукта (этап предполагает проведение тестирования, выявление и устранение недостатков);

  • этап создания закрытой бета-версии продукта;
  • этап создания открытой бета-версии продукта (выход стартапа).

Когда все этапы пройдены, начинается массовое производство и активное масштабирование проекта.

Факторы, влияющие на успешный старт проектов

Как мы уже отметили, создание стартапа – это рисковое дело. В разных сферах успех инновационных проектов зависит от разных факторов. При этом важнейшую роль играет стратегическое мышление и просчет тенденций в момент создания проекта.

Кроме того, огромное значение имеет команда, работающая над стартапом, выбранная ниша и сам разрабатываемый продукт. Помимо этого, можно выделить несколько факторов, обеспечивающих стартапам если не успех, то как минимум жизнеспособность.

В частности:

  • профессионализм группы разработчиков (проектом должны заниматься профессионалы, иначе о его успехе можно забыть);
  • привлекательность проекта (проект должен быть интересным для целевой аудитории, представлять определенное ноу-хау);
  • наличие информационной поддержки (о проекте должна знать широкая аудитория);
  • согласованность действий и командный дух (над проектом работает команда, поэтому в ней не должно быть внутренних разногласий);
  • наличие стабильного финансирования (чтобы проект был выполнен качественно, на всех этапах его реализации он должен иметь стабильное финансирование).

Источники финансирования реализации идей

Любую, даже самую нужную и важную идею, сложно воплотить в жизнь без соответствующего финансирования. Поиск средств является важнейшим этапом в становлении каждого проекта.

Чаще всего используются:

  • личные деньги стартаперов (используются на начальных этапах разработки проекта, когда привлечь средства инвесторов практически невозможно);
  • средства родственников и друзей;
  • краудфандинг (сбор средств через специальные площадки в интернете);
  • кредитные средства (нежелательный источник финансирования, связанный с высоким риском реализации проекта);
  • средства бизнес-ангелов (независимых вкладчиков, инвестирующих личные ресурсы на ранних этапах реализации проектов);
  • бюджетные средства (деньги грантов, бюджетных программ, действующих в регионах и на уровне всего государства);
  • деньги венчурных фондов (организаций, специализирующихся на финансировании высокорисковых проектов).

Примеры успешных мировых стартапов

Назовем только некоторые стартапы, которые получили мировую известность:

  • Apple (всемирно известная компания, производящая IT-продукты, созданная в 1976 году Стивом Джобсом, Стивом Возняком и Роном Уэйном);
  • Microsoft (компания, основанная в 1975 году Биллом Гейтсом и Полом Алленом);
  • Google (компания, основанная в 1998 году Лэрри Пейджем и Сергеем Брином);

  • Википедия (онлайн-энциклопедия, созданная в 2001 году, на сегодняшний день собирает более 10 миллиардов просмотров в месяц, переведена на разные языки);
  • YouTube (видеохостинг, созданный в 2005 году и получивший огромную популярность во всем мире);
  • Facebook (социальная сеть, созданная Марком Цукербергом, на сегодняшний день оценивается в 100 миллиардов долларов);
  • ВКонтакте (проект, созданный в 2006 году Павлом Дуровым, на данный момент в нем зарегистрировано более 200 миллионов пользователей);
  • Twitter (популярный сервис обмена быстрыми сообщениями);
  • Skype (программа для видеозвонков и отправки сообщений).

Это примеры самых известных мировых стартапов. Но на сегодняшний день во всем мире реализованы тысячи других проектов, имеющих не меньшую значимость и пользующихся высокой популярностью.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 7 =