Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 350-63-28Москва +7 (812) 309-27-64Санкт-Петербург
Главная / Правовой ликбез / Основы потребительской кооперации в России

Основы потребительской кооперации в России

Формы потребительской кооперации существуют в России очень давно. К ним можно отнести общины крестьян, бытовые артели, общества взаимопомощи и т. д. На сегодняшний день потребительская кооперация (потребкооперация) остается одной из лидирующих кооперативных систем, которая имеет законодательно закрепленные принципы функционирования и систему взаимоотношений с государственной властью.

Закон №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» принят в 1992 г. После этого в закон несколько раз вносились поправки. Последняя редакция – от 02 июля 2013 года на основе Федерального закона №185-Ф3. Рассмотрим в данной статье основные изменения, внесенные в Закон №3085-I.

Основные сферы, которые регулируются законом № 3085-I:

  • определение правовой, социальной и экономической сфер для деятельности потребкоопераций;
  • отношения и взаимосвязи с государственными органами;
  • определение прав пайщиков и их интересов;
  • установление обязанностей пайщиков;
  • рассмотрение вопросов по налогообложению, трудовым отношениям, доходам и зарплатным выплатам для работников общества;
  • имущественные права потребительских обществ (потребобществ).

Целевое предназначение кооперации потребителей состоит в том, чтобы осуществлять деятельность, разрешенную законодательно, в целях обеспечения интересов пайщиков.

(например: торговля, производство, заготовки, посредничество и т. д.)

На государственном уровне кооперации нужны для содействия развитию социальной и бытовой инфраструктуры, участия в благотворительных акциях.

Существенные правки в закон 1992 года были внесены законом №37-Ф3 от 23.04.2012 года. Перечислим ниже блоки, в которых были сделаны поправки.

Блоки следующие:

  • правила созыва общего собрания;
  • введение института наблюдателей (выборы и полномочия);
  • механизм отчуждения недвижимых объектов собственности;
  • ведение документооборота;
  • правила приостановления членства в союзе.

Общее собрание

Ст. 15 устанавливает, что главный орган потребобщества – это общее собрание. Пункт 5 ст.16 с внесенными поправками гласит, что созыв этого собрания регулируется не только Законом № 3085-I, но и уставом самого общества.

В 16 статье закрепляются основные правила созыва общего собрания:

  • Совет потребобщества обязан письменно сообщить всем своим членам, а также союзам (в которых он состоит) данные о том, когда и где будет проведено собрание.
  • Уведомления должны быть получены членами за 1 неделю до собрания.
  • Повестка и материалы по вопросам из нее отправляются с уведомлением.

Согласно ст. 18 представители союзов участвуют в принятии решений. Решение считается принятым, если большинство голосовавших его поддерживают.

К исключениям относятся: имущественные вопросы по недвижимым объектам, исключение из членства в обществе, выход из членства в союзе. Для этих конкретных случаев требуется – минимум ¾ голосов от присутствующих для вынесения решений. Реорганизация потребобщества может решаться только единогласно.

П. 5 ст. 18 разрешает пайщикам представлять интересы 1-го другого члена общества при наличии нотариальной доверенности.

Важно! Потребобщества далеколежащих населенных пунктов, в которых большое число членов, могут организовывать собрания кооперативных участков.

Созыв и принятие решений на участках происходит по аналогии с общим собранием.

Совет потребобщества

В промежутках между общими собраниями все возникающие вопросы решает совет потребобщества. До внесения изменений членами совета могли быть только лица, которые ранее трудились в потребкооперации и имели соответственный опыт.

Согласно внесенным изменениям, теперь членам совета не обязательно иметь опыт, а достаточно быть членом общества или его представителем. Единственное ограничение – это только то, что у пайщика не должно быть правонарушений.

Закон №37-Ф3 устанавливает, что состав членов совета более не имеет строгих ограничений и может включать как сотрудников общества, так и не сотрудников. Ранее большинство членов совета не должны были быть работниками общества.

Введение института наблюдателей

Первая статья в новой редакции дополняется институтом наблюдателя. Им принято считать лицо, которое осуществляет защиту прав и интересов членов общества. Данный институт вводится с целью минимизации злоупотреблений в области потребкооперации и назначается советом союза.

Пункт 2 ст. 38.1 определяет конкретные случаи, когда назначают наблюдателя:

  • члены общества имеют жалобы и претензии к работе органов управления потребит. кооперации;
  • окончание финансового года с убытками в размере 20% от общей суммы активов;
  • потребобщество не предоставляет отчетную документацию союзу;
  • в течение 2-х финансовых лет общество имеет убытки, которые составляют 10% от суммарных активов.

Важно! Ст. 38.1 в п.1 обязывает нижестоящие по иерархии потребсоюзы и общества предоставлять вышестоящим документацию (бухгалтерского и финансового характера), согласно предписаниям этих союзов.

После назначения наблюдателя в потребобщество или союз, они уведомляются об этом в течение 3 дней. Кандидатура наблюдателя, а также отчеты по его проверкам могут быть оспорены в суде согласно ст. 38.1 п.12.

Назначение наблюдателя осуществляется не более чем на 3 календарных месяца за один финансовый год. Повторное назначение возможно только если в новых жалобах членов будет поднят вопрос, который ранее не рассматривался.

Ст. 38.1 закрепляет полный список прав и обязанностей наблюдателя. По результатам проведенной проверки, наблюдатель не выносит каких-либо решений, а лишь предоставляет отчет и рекомендации для дальнейших действий общему собранию пайщиков.

На срок проведения наблюдательской проверки, органы управления потребобществ лишаются права проводить юридические (приобретение, продажа имущества и т.д.) и финансовые сделки (займы, поручительства, кредиты и т. д.). подобные операции проводятся с письменного согласия наблюдателя.

Отчуждение недвижимого имущества

Согласно закону № 37-Ф3 на общем собрании может выноситься вопрос по передаче прав на недвижимость любой стоимости (ранее были ограничения по сумме). Для утверждения решения необходимо ¾ голосов пайщиков.

Вынесение вопроса отчуждения на голосование, может проходить только в том случае если он входил в повестку, и все участники были с ним ознакомлены не позже чем за 1 неделю.

Прекращение членства в союзе

Поправки коснулись также и прекращения членства в союзе.

Ст. 32.1 определяет случаи прекращения членства:

  • общество исключается из союза и соответственно теряет членство;
  • потребобщество ликвидировано или прекратило деятельность по результатам реорганизации;
  • общество принимает добровольное решение о выходе из союза.

Дополнение списка обязательной документации

Новая редакция дополнена обязательным перечнем документации, которые должно вести потребительское общество. В предыдущей редакции необходимые типовые документы и их ведение определяло само общество в своем уставе.

В перечень обязательных документов теперь входят:

  • квитанции, чеки, расписки или другие документы подтверждающие оплату, возврат или получение паевых взносов;
  • протоколы решений всех собраний и заседаний потребит. общества;
  • документация о приеме и исключении членов;
  • реестр, с данными о членах общества.

Дополнительно общество должно вести документацию, которая предусмотрена законодательством России с учетом сферы деятельности.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + девятнадцать =