Главная / Инвестиции и заработок / Что такое эмиссия ценных бумаг простыми словами

Что такое эмиссия ценных бумаг простыми словами

Появлению ценных бумаг на фондовом рынке, как правило, сопутствует их эмиссия, т. е. выпуск. Данное понятие подразумевает целую процедуру, которая проводится в рамках законодательства.

Целевое назначение эмиссии

Осуществлением эмиссии ценных бумаг занимается эмитент, в качестве которого может выступать юридическое лицо, органы местного самоуправления либо частные лица, которые несут от собственного имени определенные обязательства перед обладателями ценных бумаг. Речь идет, прежде всего, о соблюдении прав, которые закреплены ценными бумагами.

Главная цель эмиссии ценных бумаг заключается в привлечении внешних источников финансирования.

Поэтому перед каждой эмиссией возникает задача выбора наиболее корректных финансовых инструментов.

При решении данной задачи следует учитывать следующие факторы:

  • располагает ли рынок необходимыми финансовыми инструментами;
  • средняя стоимость/сроки/условия финансирования;
  • непосредственные сроки эмиссии;
  • обеспечение, которое необходимо для привлечения денежных средств;
  • варьирование контроля над организацией с учетом источника финансирования (заемный/акционерный капитал).

Осуществление эмиссии ценных бумаг проводится при учреждении акционерных обществ, а также при потребности увеличения уставного капитала и привлечения дополнительных финансовых источников. Органы исполнительной власти прибегают к эмиссии, когда существует дефицит бюджета либо предполагается решение других значимых задач.

Привлечению заемного капитала на фондовом рынке способствует эмиссия корпоративных облигаций, которые размещаются среди индивидуальных/институциональных вкладчиков. При этом эмитент обязан обеспечить выплаты определенных процентов, а также основную сумму долга, которая приходится на конец срока обращения облигаций.

Корпоративная облигация — это долговая эмиссионная ценная бумага, оборот которой характерен для внебиржевого/биржевого рынка. Допускается выпуск с привлечением консультантов либо инвестиционных банков.

Образование акционерного капитала происходит посредством эмиссии акций с целью активации ресурсов долгосрочного назначения, которые так необходимы для стабильного функционирования предприятия. Если компания планирует привлечение средств с помощью эмиссии акций, она должна в обязательном порядке разработать долгосрочный план развития предприятия. В плане обычно указываются основные направления использования средств капитала, который будет достигнут за счет выпуска данных ценных бумаг.

Привлечение финансовых ресурсов: преимущества и недостатки

Плюсы и минусы привлечения предприятиями финансовых ресурсов, как правило, зависят от используемых фондовых инструментов.

Для эмитента, который занимается выпуском облигаций, характерны следующие преимущества:

  • обеспечение регулярного/стабильного контроля над деятельностью предприятия;
  • выплата процентов приходится на себестоимость продукции, что способствует уменьшению налогооблагаемой прибыли;
  • отсутствие участия кредитора в управлении предприятием;
  • сроки/условия участия можно предусмотреть заранее.

К недостаткам в данном случае обычно относят необходимость обеспечения стабильных источников поступления денежных средств, когда речь идет об обслуживании по займам. Риск невыполнения обязательств при этом может быть достаточно высок.

Выпуск долевых ценных бумаг, который выражается в публичном размещении акций, выгоден в плане привлечения потенциальных инвесторов, которые способны вывести предприятие на новые рыночные площадки, а также каналы реализации продукции.

Подобная эмиссия позволяет произвести актуальную оценку рыночной стоимости ценных бумаг. Тем не менее, подобный способ привлечения средств может создавать немалое количество последствий для руководства предприятия, суть которых сводится к значительной потребности во времени. Большие затраты времени, в свою очередь, могут обернуться ослаблением контроля над капиталом, и даже привести к смене руководства.

При выборе способа привлечения финансовых ресурсов рекомендуется руководствоваться основной стратегией развития фирмы. Не стоит забывать и о расчете затрат относительно реализации эмиссионного проекта, а также анализе возможных рисков. Данные процессы, как правило, отражаются в процессе конструирования ценных бумаг, осуществить которые эмитент не всегда способен самостоятельно. В таких случаях часто прибегают к услугам финансового консультанта — андеррайтера.

Эмиссия ценных бумаг и ее порядок

Весь механизм эмиссии ценных бумаг можно условно разбить на несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности, регламентированные законом. Формально к первому этапу можно отнести решение о выпуске ценных бумаг. Его может принять исключительно орган управления эмитента, который имеет соответствующие полномочия для проведения подобных действий. Согласно общим правилам, решение о выпуске акций может быть принято в период учреждения акционерного общества на собрании учредителей.

Если речь идет о дополнительном выпуске акций, решение принимается на совете директоров акционерного общества. Принятое решение должно быть оформлено согласно установленной нормативными документами форме. Данный документ вместе с общим пакетом бумаг следует представить в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации ценных бумаг.

В определенных случаях регистрации также подлежит проспект ценных бумаг, под которым следует понимать документ, содержащий подробные сведения об эмитенте, его материальном положении, выпущенных/выпускаемых ценных бумагах. Когда выпуск зарегистрирован, данные раскрыты, сертификаты отпечатаны, наступает черед размещения ценных бумаг.

Это самый важный этап для эмитента, поскольку именно при реализации ценных бумаг вырученные средства поступают на счет эмитента. Как и любой товар, ценные бумаги не всегда просто продать. При возникающих сложностях с продажей, всегда можно прибегнуть к профессиональной помощи андеррайтеров. Услуга, безусловно, не бесплатная, но это стоит того.

Размещение ценных бумаг предполагает открытую и закрытую подписку. Период размещения ценных бумаг должен ограничиваться одним годом. Если со стороны инвесторов наблюдался незначительный спрос относительно ценных бумаг, эмитент может ограничить количество ценных бумаг и разместить их меньшее число, чем было зарегистрировано. В противном случае нельзя увеличивать заявленное количество.

Исключительно после регистрации отчета эмиссию ценных бумаг можно считать завершенной.

Таким образом, процесс эмиссии ценных бумаг делится на следующие этапы:

  • Принятие эмитентом решения о выпуске/размещении ценных бумаг.
  • Работа с проспектом эмиссии.
  • Госрегистрация выпуска ценных бумаг/проспекта эмиссии.
  • Печать сертификатов ценных бумаг/раскрытие сведений, которые содержатся в проспекте эмиссии.
  • Размещение ценных бумаг/регистрация отчета.
  • Раскрытие сведений, которые содержатся в отчете, в случае, если имела место регистрация проспекта эмиссии.