Главная / Кредиты и долги / Как правильно разговаривать с коллекторами по телефону, чтобы они больше не звонили

Как правильно разговаривать с коллекторами по телефону, чтобы они больше не звонили

Долгая пауза в выполнении своих обязательств по банковскому займу может привести к тому, что однажды в квартире раздастся звонок от коллекторской фирмы. При этом специалисты по возвращению задолженностей часто превышают свои полномочия в попытках «выбить» долг. Нередко в ход идут угрозы, запугивания, шантаж, вымогательство и т. д. Кроме того, что работа коллекторов в таком ключе незаконна, она может обернуться нервным срывом заемщика и даже стать причиной тяжелого заболевания. О том, как правильно разговаривать с представителями коллекторской фирмы, и избежать негативных последствий после беседы, мы расскажем в данной статье.

Что имеют право спрашивать коллекторы

Банки предоставляют коллекторской фирме такие сведения о должнике, как ФИО, его адрес проживания/регистрации, контактные номера, данные о собственности, о составе семьи, информацию о месте работы. Однако это не означает, что всю эту информацию коллектор может использовать против заемщика, путем угроз привлечь родных, поручителей или работодателя к сложившейся ситуации с долгом. Более того, эту информацию коллекторы не могут использовать или передавать другим.

В их компетенции только связаться с должником (строго с 8.00 до 22.00 в рабочие дни и с 9.00 до 20.00 в выходные) лично или через его родственников, и напомнить о сумме долга.

Также специалист может проинформировать должника о существующих лояльных вариантах погашения задолженности и помочь выбрать способ удобного/приемлемого выполнения обязательств перед банком. Все остальные приемы считаются незаконными, и клиент банка должен уметь пресечь попытки незаконных действий по отношению к нему.

Как отвечать коллекторам

Если Вам, Вашим родным угрожают, применяют моральное давление, шантажируют или используют другие приемы, Вы должны быть готовы к разговору.

Для этого возьмите договор о получении займа, и ознакомьтесь со своей кредитной историей. Обратите внимание на пункт, в котором говорится о передаче разбирательств с должником другим фирмам (коллекторам). Если данный пункт отсутствует, то Вы имеете право отказаться от общения с фирмой на этом основании. Это будет означать, что звонки и прочие действия от коллекторов являются незаконными методами воздействия на должника.

Вы можете сообщить, что разговор записывается, обязательно настроить запись, после чего потребовать сотрудника представиться, рассказать об организации, которую он представляет, и предъявить претензию.

Как правило, в таком случае коллектор быстро прекращает разговор, и очередной звонок будет нескоро. При этой беседе важно быть уверенным в себе, следить за голосом, не отвечать на провокации и стараться не выдать о себе дополнительную информацию, чтобы не спровоцировать еще более «ранящие» угрозы и прочие приемы.

Если передача разбирательств имеет место

Если в договоре сказано, что в случае неуплаты задолженности банк имеет право привлечь к разбирательству коллекторскую организацию, это также не означает, что коллектору все дозволено. Вы можете поступить, как и в первом случае: максимально узнать о специалисте-коллекторе и его организации (записывайте на диктофон), после чего проверить фирму. Многие компании работают не совсем легально, и в таком случае коллектор может положить трубку.

Если сведения получены, попросите позвонить позже и проверьте, являются ли они правдивыми. Вы можете связаться с этой коллекторской фирмой самостоятельно, обвинить в нарушении полномочий, указав на имеющие место угрозы, вымогательства, оскорбления и т.д. В подтверждение своих слов нужно предоставить запись разговора с их специалистом. После этого следует сразу же обратиться к правоохранителям с заявлением (к нему тоже приложить расшифровку и аудио записи). После этого коллектор, беспокоящий Вас, будет занят написанием объяснительных, а потом либо будет работать в рамках закона или придется повторить все заново.

Следите за собой

Во время данного разбирательства с коллекторской фирмой должнику нужно внимательно следить за своими действиями при разговоре. Хамство, провокации или грубые выражения могут сыграть против Вас, и стать полезными для коллектора, если дело дойдет до суда.

Не старайтесь давить на жалость. Объясняясь, Вы даете информацию, которая может послужить для очередного шантажа или угроз. К тому же, давить на жалость бесполезно, так как коллекторы учатся тому, чтобы оставаться хладнокровным и не реагировать на слезы неплательщика.

Получите консультацию специалиста

Параллельно с начавшимися частыми звонками от коллекторской фирмы нужно проконсультироваться с юристом. Он сообщит о правах, о том, каким образом коллектор должен начать беседу и какие документы должны быть в его распоряжении, чтобы требование о погашении задолженности было в законном русле.

При личной встрече

Если дошло до того, что коллектор нанес личный визит, не пускайте его в квартиру/дом (зайти без разрешения он не имеет права). Во-первых, удостоверьтесь в личности коллектора (отсняв его документ на мобильный), а во-вторых, попросите предоставить всю документацию, на основании которой разговор ведет коллекторская фирма, а не банк.

Если агент не обладает всей необходимой документацией, то Вы не обязаны продолжать разговор.

Лучшим выходом будет заранее договориться о дате встречи, когда он предоставит требуемую информацию.

Посоветуйте обратиться в суд

Когда дело по невыплате кредита доходит до суда, это, согласно законодательству РФ, означает автоматическое прекращение действия кредитного договора. То есть, штрафы, пеня и проценты с момента начала судебной тяжбы прекращают насчитываться.

При этом судебная суматоха может продолжаться достаточно долго, поэтому банки и коллекторские фирмы до последнего тянут с обращением в суд. Зная это, можно как раз во время звонка и оповестить коллектора, что будете вести разговор по делу только после получения повестки.

Судебный процесс, кстати, может оказаться на руку, если Вы, как неплательщик, представите в суде уважительные причины прекращения выплат. В таком случае Вам могут отменить уже начисленные проценты по кредиту и штрафные санкции. А если докажете еще и нестабильное финансовое положение, суд может обязать банк предоставить рассрочку до 5 лет.

Если речь о задолженности по кредитке

Существует еще одна причина, по которой банковское учреждение/коллекторская фирма не спешит обращаться в суд. Если речь идет о задолженности по кредитной карте, которую заемщик получил по почте, то в кредитном договоре вряд ли будет подпись должника (разве что заемщик дополнительно приезжал в банк, чтобы поставить подпись).

В таком случае банк не только не имеет права обращаться в суд (нет договора, в соответствии с которым имеет место нарушение), но и не может привлекать коллекторов (отсутствует договор).

Об этом тоже можете сообщить по телефону. Возможно, для того, чтобы звонки прекратились, это придется сделать несколько раз.