Любой городской житель является потенциальным клиентом вендингового бизнеса. На английском языке слово vend означает продажа, и это слово является ключевым в определении. Вендинговые продажи имеют свою особенность и уникальность: они осуществляются без присутствия продавца. Это становится возможным при наличии специального торгового оборудования: автоматов.
Автоматы по продаже кофе, снэков, напитков, жвачек, попкорна и других популярных повседневных востребованных товаров знакомы каждому городскому жителю. И можно с уверенностью сказать, что чем крупнее город, тем больше развита сеть подобных автоматов.
С чего же начинается подобный бизнес и выгодно ли его вести на территории России? Разберемся в данной статье.
Где появились продажи через автомат
Многих удивит тот факт, что первый торговый автомат работал еще в 17 веке.
Происходило это в Великобритании, а продавался в нем табак. В 18 веке уж появились автоматы с напитками. До 20 века они уже набрали популярность по всему миру.
СССР предлагал своим гражданам автоматы с газировкой, которые пользовались огромной популярностью. Кроме того, можно было встретить автоматы со спичками, сигаретами, газетами и жетонами для метро.
В 21 веке роль вендингового бизнеса заметно выросла. Такая высокоразвитая страна, как Япония, реализует 60% от всех своих розничных продаж именно через автоматы. Такая популярность и востребованность в высокоразвитых странах заставляет задуматься, почему бы не повторить их опыт и в собственной стране.
Выбор сферы деятельности
В России на данный момент довольно велик перечень товаров, которые продаются через автоматы. Поэтому очень важно продумать, в какой именно сфере начинать бизнес.
100% лидером по количеству и представленности являются автоматы, реализующие кофейные и чайные напитки.
Но это не значит, что другие направления менее перспективны, просто на данном этапе они еще недостаточно развиты.
Актуальные тенденции в сфере вендинга:
- горячие напитки (кофе, чай) — автоматы с сублимированными напитками постепенно теряют спрос, поэтому вкладывать деньги стоит в те аппараты, которые готовят заварной кофе;
- снэковые изделия (чипсы, батончики, печенье, вафли и т. д.);
- жвачки;
- игрушки;
- печатные издания (журналы и газеты);
- охлажденные напитки (газировки в бутылках, детские соки);
- медицинские бахилы в больницах;
- быстрое фото (автоматы, предлагающие мгновенные фотографии, относятся к аппаратам, которые продают услуги);
- массажные кресла (еще один пример автомата с услугами).
Юридические аспекты бизнеса
После выбора сферы деятельности необходимо зарегистрировать фирму. Наиболее популярные формы вендингового бизнеса — ООО и ИП. Правильный выбор формы юридического лица непосредственно влияет на успешность бизнеса.
Когда следует выбирать ИП:
- это наиболее простая форма самостоятельного ведения бизнеса;
- обслуживание автоматов и сбор выручки придется осуществлять самостоятельно (то есть возможность использовать наемный труд отсутствует или является нерентабельной);
- количество автоматов от 5 до 10.
Когда открывать ООО:
- планируется наем дополнительных сотрудников для обслуживания автоматов (в расходную часть закладывается з/п на каждого работника 300-600 долларов);
- количество автоматов 30-50.
Выбор схемы уплаты налогов также очень важен. Эксперты в этом случае советуют отталкиваться от мест установки автоматов. Если это сезонные точки, то целесообразней платить налог от суммы прибыли. А при отсутствии фактора сезонности удобней выбирать фиксированный (единый) налог.
Отметим, что выбор формы налогообложения и формы бизнеса являются одними из ключевых моментов в построении собственного бизнеса.
Как выбирать аппараты для бизнеса
Аппараты для продажи являются ключевым элементом бизнеса, поэтому к их выбору нужно подходить очень осмотрительно.
Основные аспекты при выборе автоматов:
- Фирма-производитель. Отечественные, китайские и южнокорейские производители привлекают более доступными ценами, но качество автоматов при этом соответствует цене. Лидерами по надежности являются аппараты из Америки и Европы. Самые дорогие и популярные брэнды изготавливаются в Испании и Италии. Отталкиваться при выборе фирмы придется от финансовых ограничений. Для стартапов рекомендуется начинать с базовых моделей автоматов, и не гнаться за дополнительной комплектацией (освещение, козырек, сенсорный экран, приемник банковских карт и т.д.).
- Покупка или аренда. Как уже отмечалось выше, для старта бизнеса необходимо минимум 5 автоматов. Купить данное количество техники может быть вполне не под силу начинающему бизнесмену. Поэтому большинство склоняется к варианту с арендой. Удобство в том, что в любой момент можно окончить бизнес с минимальными потерями и расходы на ремонт в договоре аренды можно возложить на арендодателя. Однако если рассчитывать затраты в перспективе 3-5 лет, то аренда получается дешевле максимум на 10-20%, чем покупка автоматов в кредит. Залогом при оформлении кредита может являться само приобретаемое оборудование. Главный плюс кредитования в том, что через 3 года оборудование становится собственным.
Построение бизнес-плана должно основываться на четком рациональном взвешивании собственных финансовых возможностей.
Место установки
Этот пункт является очень важным, и напрямую будет влиять на эффективность работы оборудования.
Основные факторы при выборе локации:
- проходимость — чем выше проходимость в выбранном месте, тем больше шансов повысить клиентопоток;
- информация о месте — важно учесть, что ранее на выбранном месте мог стоять подобный неисправный автомат, это на психологическом уровне отталкивает клиентов, поэтому необходимо сделать все, чтобы новый автомат имел зрительные отличия от предыдущего;
- наличие свободного пространства — владелец обязательно должен подумать об удобстве клиента, возле автомата должно иметься минимальное пространство, чтобы было удобно ждать пока приготовится напиток и по возможности место, где его можно выпить;
- наличие возможности разменять деньги — многие клиенты попросту уйдут если не смогут найти мелкие купюры; возможно стоит рассмотреть возможность доплаты продавцу какого-либо киоска вблизи, чтобы тот охотно менял деньги.
Сроки окупаемости
При оценивании выгодности любого бизнеса необходимо обязательно отталкиваться от сроков окупаемости основного оборудования.
Самую быструю окупаемость имеют автоматы, позволяющие устанавливать наивысшую наценку на реализуемый товар. Однако, например, сухарики, шоколадки и напитки будет очень тяжело продать при чрезмерно завышенной цене. Оптимальная наценка для снэковых товаров — до 30%, на кофейные напитки — до 500%.
Средняя окупаемость вендингового аппарата занимает до 1,5 лет при гарантийном сроке эксплуатации до 10 лет.
Возможные трудности:
- Прибыль от впервые установленного автомата появится примерно через 1,5-3 месяца. Это время необходимо для того чтобы потенциальные клиенты узнали о новой точке продаж и начали совершать в ней регулярные покупки.
- Необходимо периодически тестировать автомат на неисправность. Такие ошибки, как выдача лишних стаканчиков, неправильный счет сдачи, будут влиять на прибыль владельца. Если же автомат возьмет деньги и не выдаст товар, то это воспримется клиентом как обман, и вряд ли он вернется за повторной покупкой. Поэтому неисправности постоянно необходимо отслеживать и как можно быстрее устранять.
- В вендинговый бизнес нельзя войти без стартового капитала. В этом ошибка многих предпринимателей, потерпевших неудачу. При составлении бизнес-плана важно точно заложить расходы на ближайшие 1-2 года, так как получаемая прибыль может вовсе их не окупать. Владельцу автоматов может понадобиться только более 6 месяцев для выбора правильного места продаж.
- Вендинг — довольно новый вид бизнеса, поэтому сделав ставку на нестандартное и новое направление, нужно ожидать, что вероятность неудачи очень высока.
- Начало бизнеса с партнером. Купить 5 аппаратов для старта бизнеса вместе с партнером, конечно, легче. Но многие не учитывают, что размер прибыли вряд ли будет настолько масштабным, чтобы его можно было делить. Поэтому рано или поздно интерес у одного из партнеров к этой бизнес-идее пропадет.
- Бесплатная аренда. Многие начинающие предприниматели ловятся на ловушку «бесплатная аренда». Суть в том, что оборудование предоставляется для работы бесплатно. Нужно только подписать договор, о том что закупать всю продукцию и ингредиенты для автомата арендатор будет у конкретной компании. В таких случаях, как правило, закупочные цены на ингредиенты не являются конкурентоспособными или в договоре есть обязательство закупать такое количество товара, которое не получится реализовать.
Выше перечислены наиболее распространенные подводные камни вендингового бизнеса, с которыми могут столкнуться новички. Если их учесть и грамотно заложить в финансовый бизнес-план, то можно создать успешный бизнес, которым будете управлять Вы, а не который будет управлять Вами.