Одним из способов начать свой бизнес является покупка франшизы. Такая схема предпринимательства появилась в России сравнительно недавно, но, несмотря на это, уже успела завоевать себе поклонников. Франчайзинг задействует наиболее эффективные, инновационные методы производства товаров и услуг. Именно поэтому даже новичок, купивший франшизу, имеет все шансы достичь успеха. Во многом все объясняется тем, что рекламу бренда владелец бизнеса полностью берет на себя.
Понятие франчайзинга
Экономисты определяют франчайзинг как отдельный вид взаимоотношений между владельцем бизнеса и покупателем. Владелец называется франчайзером, а покупатель — франчайзи. Франчайзер имеет все необходимые документы для ведения бизнеса, торговый знак, наработанный порядок производства и т. д. Все эти элементы необходимы для эффективного функционирования фирмы покупателя.
Франчайзи выплачивает франчайзеру роялти — периодический платеж за право пользования торговой маркой и всеми «наработками» владельца бизнеса.
Однако, даже заплатив деньги, франчайзи не имеет права самовольно изменить модель предприятия и другие важные элементы, которые отличают именно этот бизнес от бизнесов конкурентов.
Естественно, роялти — не разовый, а постоянный платеж. Помимо этого, за право пользоваться чужой моделью бизнеса покупатель должен выплатить вступительный взнос.
У неподготовленного читателя может сложиться впечатление, что франчайзи только делает, что платит, ничего не получая взамен. Однако это не так. Покупатель становится владельцем «отточенной на практике» модели бизнеса, а также популярного, не нуждающегося в рекламе бренда. Покупка франшизы — выгодный вариант для тех, кто хочет открыть свое дело, но не желает «заморачиваться» с придумыванием чего-то действительно нового.
Существует три вида франчайзинга:
- товарный. Товарный франчайзинг связан с продажей права на реализацию определенного товара (групп товаров). Франчайзи использует название продавца в наименовании своей торговой точки и принимает на себя обязательство торговать исключительно товарами франчайзера. Примеры таких франшиз: Zara, H&M, Baldinini;
- производственный. В случае производственного франчайзинга к покупателю переходит право на производство товаров. Он получает товарный знак и бизнес-технологию. В некоторых случаях продавец поставляет сырье. Так работают Coca-Cola, PepsiCo, ХимRussia и т. д.;
- деловой. Деловой франчайзинг — это вид отношений между сторонами, при котором франчайзи получает право на использование имени франчайзера, его технологий, помощь в обучении персонала и т. д. В качестве примера можно привести компании Hilton, Yves Rocher, ИНВИТРО.
Существует два вида франшиз:
- прямая;
- мастер-франшиза.
Прямая франшиза подразумевает непосредственную передачу прав от франчайзера к франчайзи. В случае мастер-франшизы правом выдавать их наделяется региональный франчайзи. Он приостанавливает выдачу франшиз при избытке предложения и следит, насколько ведение бизнеса отвечает подписанному сторонами договору.
История франчайзинга
В средние века слово franchise обозначало преференции определенным предпринимателям на ведение бизнеса — охоту, виноделие, проведение ярмарок и т. д. Обладали такими правами французские короли. Такие «протофраншизы» перепродавались всем просителям. В середине 19 века немецкие пивовары продали тавернам право продать пиво и применять название пивоварни в наименовании таверны. Это была первая франшиза, соответствующая нынешней модели экономики.
Бум франчайзинга случился после Второй мировой войны сначала в США, а затем в Европе.
Одним из «пионеров» стал Рэй Крок, применивший идею франшизы к «Макдональдсу».
Далее франчайзинг распространился и на другие отрасли экономики. В 60-70-х годах прошлого столетия несколько франчайзи «прогорели», причем со скандалом. Позднее были созданы целые ассоциации франчайзинга, которые и задают тон этим отношениям в экономике.
Основные выгоды использования франшизы
Популярность франчайзинга полностью объясняется его прибыльностью и эффективностью. Раскрывая суть данного метода ведения бизнеса, нужно подробнее остановиться на его основных выгодах. Одним из преимуществ является постоянная поддержка и помощь со стороны франчайзера. Начинающий бизнесмен не утонет в своих проблемах. Франчайзер будет помогать франчайзи, так как заинтересован, чтобы последний хорошо зарабатывал и исправно платил роялти. Начинающий бизнесмен, купивший франшизу, не допустит ошибок, которые часто допускают новички.
Покупка франшизы является очень эффективным началом своего дела. Специалисты франчайзера помогут определить место расположения новой организации. Дизайном, техническим оснащением и прочими оргвопросами также занимается хозяин торговой марки.
Третьим преимуществом франчайзинга является отсутствие конкурентов. К примеру, Вы открываете «Макдональдс» в небольшом областном центре. Благодаря этому Вы автоматически становитесь первым в сфере быстрого питания. Потребители доверяют Вам уже «на старте», так как название «Макдональдс» знает даже ребенок.
Покупка франшизы поможет начинающему освоить азы бизнеса, дабы в будущем открыть уже свой проект.
Какие слабые стороны есть у франшизы
Как и любая другая вещь, предмет или явление франшиза имеет не только положительные, но и отрицательные моменты. Для «полноты картины» рассмотрим слабые стороны франшизы.
Покупка франшизы требует наличия серьезного капитала.
Техника, товары, сырье, элементы дизайна — все это будет Вам необходимо сразу. Вторым недостатком является принципиальная невозможность быстро «отбить» свои деньги. Ведь часть Вашей прибыли неизбежно уйдет на роялти. В итоге бизнес по франшизе обойдется предпринимателю намного дороже, чем открытие собственной фирмы.
Бизнес на франшизе очень тесно «завязан» на политику владельца компании. Вы не сможете изменить интерьер заведения, технологический процесс и прочие важные моменты. Дело франчайзи должно вписываться в ведущую концепцию бренда.
Самые лучшие российские франшизы
Согласно информации, размещенной на сайте FranchExpert, наиболее популярными в РФ франшизами являются: «Инвитро» (процедурные кабинеты и диагностические лаборатории), Subway (кафе быстрого обслуживания), Tele2 (мобильный оператор), Tom Tailor (магазины, продающие одежду) и т. д.
Как выбрать франшизу? Специалисты рекомендуют тщательно анализировать все условия: стоимость, инвестиции, роялти, сроки окупаемости и т. д. McDonald’s и Subway постоянно возглавляют рейтинг Entrepreneur’s Magazine. Однако по условиям для франчайзи эти бренды не тождественны. Стоимость самых лучших российских франшиз приближается к цене, практикуемой популярными международными брендами. К примеру, дабы купить франшизу сети ресторанов «Шоколадница», Вам придется внести разовый взнос в 70 000 долларов и затем платить 7% в качестве роялти.
Говоря о привлекательных с точки зрения открытия франшизы брендах, нужно упомянуть заправочные станции «Лукойл», продуктовый ритейл «Пятерочка», магазины одежды Oodji.
Помощь в выборе Вам окажут магазины франшиз — это брокеры, которые имеют все права на представление того или иного бренда.
Такие организации проверяют подлинность брендов, выполняют аудит франшизы, готовят документы к сделке. Но иногда магазины представляют собой всего-навсего каталоги франшиз.
Как создать прибыльную франшизу
Поговорим теперь о «другой стороне медали». Как создать свою франшизу и заработать на ней? Ведь любой перспективный бизнес рано или поздно масштабируется, расширяется. Франшиза — один из путей такого расширения.
Для запуска франшизы нужно последовательно выполнить такие 11 шагов:
- Проанализируйте своих конкурентов. Кто эти люди, с которыми Вы будете бороться за маркетинговый бюджет, создавая свою франшизу? Какие компании предлагают аналогичные услуги в Вашей и смежной рыночных отраслях?
- Сформулируйте свое франчайзинговое предложение. Что получат Ваши партнеры за паушальный взнос и что за роялти?
- Сконструируйте финансовую модель франшизы и всего предприятия. Сколько именно заработают партнеры? Как их заработок будет зависеть от населенного пункта, месяца, курса валют и прочих факторов? Будет ли франшиза прибыльной или все полученные взносы будут тратиться на обслуживание торговых точек?
- Составьте франчайзинговый пакет. Подготовьте все необходимые для старта бизнеса материалы — бизнес-процессы, регламенты и т. д.
- Примите меры для защиты своей интеллектуальной собственности. Заключите соответствующие договоры с работниками или фрилансерами.
- Составьте договор с будущими покупателями. Опишите предмет договора — то, что Вы предлагаете, а также санкции, которым будут подвергнуты франчайзи в случае невыполнения условий контракта.
- Продумайте до мелочей, как именно Вы будете контролировать качество продукции, выпускаемой франчайзи. Без этого Ваш бизнес обречен.
- Наймите команду специалистов, которые будут заниматься масштабированием проекта — непосредственной продажей франшизы, контролем качества, обслуживанием партнеров и т. д.
- «Упакуйте» франшизу. Речь идет о качественной презентации, коммерческом предложении, интернет-страничке франшизы.
- Запустите трафик и начните процесс сбора заявок.
- Обучите менеджеров по продажам. Продажи франшизы отличаются от реализации продукта. Это касается чеков, приходящей целевой аудитории и т. д. Вследствие этого менеджеры должны обладать специальными знаниями для успешной продажи франшизы.
Выбор франшизы — очень ответственное мероприятие. Вы будете должны выбрать не только легко узнаваемый бренд, но и компанию, которая будет постоянно помогать Вам, а не продаст лицензию и отпустит покорять рынки самостоятельно. Прежде чем подписывать договор, внимательно изучите его, посчитайте процент рентабельности (хорошим является значение 17-20%), прочтите отзывы о будущем деловом партнере.