Главная / Правовой ликбез / Публичная оферта — просто о сложном

Публичная оферта — просто о сложном

Достаточно часто можно услышать слова «оферта», «публичная оферта» либо выражение «не является публичной офертой», которое чаще всего встречается в объявлениях рекламного характера. Их значение понимают немногие, путая с созвучным словом «афера». На самом деле все намного проще.

В обычной жизни понятие «оферты» можно рассмотреть даже в официальном предложении выйти замуж за человека, который делает его согласно принятым традициям и обычаям. У второй половины всегда есть время на раздумье, а вот у мужчины больше нет возможности вернуть это время назад и отказаться от принятых на себя обязательств. В подобной ситуации можно рассмотреть суть, к которой непосредственно сводится понятие оферта, более часто употребляемое в деловом стиле.

Правовое значение понятия оферты содержится в Гражданском кодексе.

Согласно ст. 435 ГК РФ, под офертой следует понимать предложение, которое может быть адресовано как ограниченному, так и неограниченному кругу лиц, осуществить сделку на рекомендованных условиях.

Публичная оферта, ее значение, основные признаки

В соответствии со ст. 437 ГК РФ, публичная оферта – это предложение рекламного характера.

Основными ее признаками являются:

  • предназначение для неопределенного круга лиц;
  • содержание важных условий договора, в которых можно рассмотреть волеизъявление лица заключить документ с каждым, кто примет решение отозваться.

Например, организация, которая предоставляет определенные услуги через интернет, сделала массовую рассылку пользователям на электронную почту, в которой подробно описывается содержание возможной сделки и выражается предложение к сотрудничеству. Сюда входит стоимость услуг, тарифы, скидки, прочее. Если данное предложение заинтересует кого-либо из пользователей, организация будет обязана заключить со всеми желающими договор согласно тем условиям, которое были рекомендованы в рассылке.

Значение публичной оферты сквозь призму договора розничной купли-продажи

Выставленные продавцом товары на витрину также относят к публичной оферте. При этом могут не учитываться указание цены и другие важные условия договора. Исключением являются те товары, которые, согласно мнению продавца, не подлежат продаже.

Немаловажно отметить, что в качестве публичной оферты может выступить только то предложение, которое в определенный период времени может быть принято исключительно одним лицом. Например, реализация напитков посредством автомата. Если автомат исправно работает и наполнен товаром, данный факт можно отнести к публичной оферте. В случае если создалась очередь, либо автомат стал пустым, на оферту временно накладываются ограничения, которые будут сняты спустя необходимое для заправки автомата время.

Исходя из этой причины, в соответствии с Гражданским кодексом, предложение рекламного характера, которое адресовано неопределенному кругу лиц, следует рассматривать только как приглашение к оферте.

Исключением является договор розничной купли-продажи. В ст. 494 ГК РФ говорится о том, что публичной офертой можно назвать предложение товара по рекламному каталогу согласно условиям договора. Если в наличии не окажется необходимого товара согласно спросу покупателей, продавец не сможет выполнить условия договора, а значит и заключить потенциальные сделки. Кроме того, продавец понесет затраты, которые будут иметь прямое отношение к возмещению убытков лицам, приобретающим этот товар.

Публичная оферта и реклама, путаница в понятиях

Зачастую многие принимают рекламу за публичную оферту, что является заблуждением. На самом деле, это разные понятия, которые не могут равнозначно трактоваться.

Реклама и предложения подобного характера обычно не содержат определенных условий, согласно которым сделка может быть заключена.

Здесь прослеживается несколько другая задача, которая находит свое отражение в стремлении представить товар конкурентоспособным на рынке реализации. В рекламных буклетах можно часто увидеть примечание, что предложение не может быть рассмотрено как публичная оферта. Однако в этом нет особого смысла, так как законодательство не рассматривает рекламу в качество оферты.

Это же правило можно отнести и к информации, представленной на интернет-сайтах. Как правило, здесь нет обычно конкретизации условий относительно стоимости товара и сроков его передачи, речь идет только о характеристиках продукции и призыве к покупателям посетить магазин и заключить настоящую сделку.

Рекламодатели не заинтересованы в том, чтобы распространяемое предложение носило признаки оферты. Это происходит потому, что выставленный на продажу товар по одной цене не может в реальности продаваться по другой. Однако если это интернет-магазин, информация размещенная в нем, с полным правом может называться офертой.

Заключение договора публичной оферты

В соответствии со ст. 441 ГК РФ, договор публичной оферты заключается согласно установленному порядку. На первоначальном этапе оферент направляет второй стороне письменное предложение с просьбой о сотрудничестве, где оговариваются определенные условия заключения будущей сделки. Акцептант может принять эти условия либо отклонить, предварительно направив ответное письмо-рекомендацию.

Подобная процедура может повторяться, пока участники не достигнут общего согласия, результатом которого станет безоговорочный акцепт.

При этом в некоторых случаях законодательство предусматривает обязательное заключение договора.

Таким образом, трактование понятия публичной оферты не такое простое, как кажется сначала. Существует много особенностей юридического характера, которые непосредственно связаны с данным понятием.

Чтобы определить, можно ли отнести полученное предложение к оферте, следует обратиться к тем двум принципам публичной оферты, которые мы рассматривали в начале статьи. Если под предложением стоит соответствующее примечание о невозможности отнести его к публичной оферте, любые размышления на эту тему излишни.

В противном случае нужно внимательно ознакомиться с предложением, задав самому себе вопрос о том, что хотел донести продавец до покупателя, выдвигая данный тезис. Если в содержании предложения есть определенные условия заключения договора, это публичная оферта. Если нет, то это обычная реклама и ничто иное.