Главная / Кредиты и долги / Кредита нет — звонки от коллекторов есть: как себя вести и куда жаловаться

Кредита нет — звонки от коллекторов есть: как себя вести и куда жаловаться

Если человек взял кредит и вовремя его не погасил, то ему будут звонить коллекторы, задачей которых является взыскание образовавшегося долга. Но немногие знают, что такие звонки могут поступать даже при отсутствии кредитов и долгов. Почему так происходит и как правильно действовать в подобных ситуациях, рассмотрим далее.

Чаще всего звонки по чужим кредитам осуществляются с целью воздействия на должников с помощью знакомых или родственников, и надо признать, что такой метод действительно работает и способствует погашению кредитов. Но в любом случае нужно знать об имеющихся у правах и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией.

Ошибки и мошенничество

Одна из распространенных ситуаций, в которой Вам могут звонить по чужим кредитам — это элементарная ошибка. Возможно, Ваш номер телефона ранее принадлежал другому человеку, или произошла погрешность на каком-либо другом этапе.

Необходимо выяснить у коллектора, кто именно является должником и в каком банке был взят кредит. Затем следует обратиться в банк с официальным заявлением, в котором попросить исправить ошибку, исключить персональные данные и уведомить об этом коллекторов. Кроме того, можно взять справку в банке об отсутствии какой-либо задолженности и направить ее копию в коллекторское агентство.

Если Вы не брали кредит, но коллекторы звонят, убедитесь в том, что на Вас действительно не оформлены какие-либо финансовые обязательства. Ваши паспортные данные могли использовать мошенники, ведь сегодня получить доступ к персональной информации любого человека можно без особого труда. Если произошла именно такая ситуация, следует незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

Вы являетесь поручителем

Коллекторы могут звонить, если Вы являетесь поручителем у своего родственника или друга, оформлявшего кредит. В этом случае закон на стороне агентства, так как поручитель взял на себя обязательство погасить долг, если заемщик не сможет этого сделать. В этом случае необходимо связаться с человеком, который оформлял кредит, и узнать, действительно ли у него образовалась задолженность и есть ли возможность ее погасить. Выходы из ситуации необходимо искать совместно.

Если заемщик не сможет вернуть деньги, их придется возвращать поручителю, по собственному желанию или принудительно, по решению суда.

Вы можете попробовать договориться с коллекторами о реструктуризации долга или отсрочке платежа.

Звонки по долгам родственников

Если долг по кредиту образовался у родственника, в некоторых случаях коллекторы могут звонить Вам.

Это такие случаи, как:

  • ситуация, когда Вы являетесь поручителем по кредиту;
  • если Вы являетесь супругом (супругой) должника (в некоторых случаях решение о погашении долга можно оспорить в судебном порядке);
  • когда Вы являетесь наследником должника и вступили в право наследования.

В других ситуациях за долги родственников ответственность Вы не несете, о чем и необходимо сообщить звонящему коллектору. Если звонки не прекращаются, попытайтесь выяснить данные человека, который звонит (ФИО, должность), и организации, которую он представляет (реквизиты, адрес). Скажите, что в случае продолжения звонков будете вынуждены обратиться в правоохранительные органы. Если звонки не прекратятся, то именно так и поступите.

Как общаться с коллекторами

Есть несколько рекомендаций, которых желательно придерживаться в любой из перечисленных ситуаций при разговоре с коллекторами:

  • необходимо фиксировать максимально полную информацию о человеке, который звонит, и об организации, которую он представляет;
  • необходимо узнать суть претензий и информацию о должнике;
  • по возможности каждый разговор необходимо записывать, предупредив об этом собеседника.

Иногда коллекторы могут звонить с угрозами, применяя методы психологического воздействия.

Ни в коем случае нельзя общаться с ними в таком же ключе и опускаться до оскорблений — ни к чему хорошему это не приведет. Главное — не конфликтовать и помнить, что закон находится на Вашей стороне. Следует помнить, что коллекторы практически не реагируют на какие-либо объяснения и продолжают звонить (делают это разные люди), поэтому необходимо предпринимать конкретные действия для решения проблемы и исключения данных из коллекторской базы.

Как решить проблему

Если Вы воспользовались предыдущими советами и у Вас имеется хотя бы минимальная информация и доказательная база, можно обратиться в одну из организаций, которая занимается рассмотрением описанных ситуаций.

Организации следующие:

  • Роспотребнадзор. Первая организация, в которую необходимо обратиться — это Роспотребнадзор. Основанием для обращения является защита прав. Обратившись с письменным заявлением, можете быть уверены, что ситуация будет рассмотрена.

  • Роскомнадзор. Для защиты своих прав можно обратиться в региональное управление Роскомнадзора. После подачи заявления будет выполнена проверка отсутствия у заявщика каких-либо долгов. Затем в коллекторскую организацию будет направлен запрос с требованием об удалении персональных данных и прекращении звонков.
  • Национальная ассоциация коллекторских агентств. Это структура, работающая с недобросовестными коллекторами. Если подадите заявление, и при его рассмотрении подтвердится, что требования правомерны, а действия коллекторов незаконны, навязчивые звонки прекратятся.
  • Правоохранительные структуры. Если во время звонков поступают угрозы, сообщить об этом можно в правоохранительные органы: в полицию, прокуратуру или суд. Желательно при этом иметь аудиозапись, подтверждающую разговор.

Обращаться в эти структуры необходимо в том случае, если точно знаете, откуда поступают звонки и что звонят именно коллекторы. Если звонят из банка, вопрос можно решить намного проще и быстрее, обратившись в отделение или позвонив на горячую линию финансового учреждения. Важно, чтобы Ваш номер был удален из базы коллекторских организаций, поскольку без этого звонки могут продолжаться, несмотря на все аргументы.